У наших детей не будет прав
Сергей Иванов о будущем без руля и педалей

Google Car

Трудности перевода — по-английски фраза, вынесенная в заголовок, звучит не так страшно. Если дословно — «У рождающихся сейчас детей уже не будет водительских лицензий» — тех самых карточек, которые мы традиционно называем автомобильными правами. И автомобилей, кстати, у них тоже не будет. Точнее будут, но не у них в собственности.

Это не я сказал. Это сказал профессор Хенрик Кристенсен — один из ведущих мировых экспертов в области робототехники. В феврале он собирает в Калифорнийском университете, что в Сан-Диего, 30 ведущих специалистов в области роботов и автономных машин, чтобы обсудить с ними наше технологическое будущее. И перед этим событием доктор Кристенсен поделился своими мыслями с местной газетой The San Diego Union-Tribune.

Интервью вышло накануне открытия выставки потребительской электроники CES в Лас-Вегасе, куда в этом году съехалось непривычно и неприлично много автопроизводителей. Все как один — с концептами машин, способных обходиться без водителя.

Итак, по мнению профессора, автомобили с автопилотом станут повседневной реальностью уже через 10-15 лет. Сами автопроизводители, правда, грозятся выпустить подобные машины раньше — чуть ли не к 2020 году. Но Кристенсен все же говорит не о первых ласточках, а о повседневности. Так что никакого противоречия здесь нет.

Точка зрения профессора не нова. Мне приходится слышать подобные мысли от разных компетентных инженеров вот уже лет 10, и пока сроки не сдвигались. Похоже, технически мы действительно идет в сторону беспилотного будущего.

Существует, однако, и другая сторона вопроса. Хенрик Кристенсен, признаваясь в том, что он и сам — заядлый автомобилист, похоже, действительно верит в то, что наши дети будут другими. Что им не понадобится получать водительские лицензии: мол, география — наука не дворянская, задал пункт назначения в навигации и машина везет тебя сама.

Это решит проблему пробок. Нет, заторов не станет меньше, это и это тоже (умные роботы распределят транспортные потоки). Просто мы, а точнее они смогут проводить время в пробке с пользой — работать, читать, общаться, развлекаться. Иными словами, делать то, что мы сейчас можем себе позволить лишь дома или на работе, но не за рулем.

С парковкой тоже проблем не будет. Потому что не будет машин. Точнее, они будут, но не в собственности, а в краткосрочную аренду — по типу московских каршеринговых «Делимобилей». Наши дети закажут машину к указанному часу, она их довезет куда следует, а там они не станут парковаться, а отправят автомобиль-робот куда подальше (например, на ближайшую зарядную станцию), приказав ему вернуться за ними к назначенному часу.

Но знаете что? Считайте меня ретроградом, но я не готов отказываться от руля и педалей. Нет, это конечно замечательно, когда в пробке можно почитать новости и даже, забравшись в хорошей компании на заднее сиденье, выпить шампанского — робот-автопилот меня довезет.

Но машина — это не только из пункта А в пункт Б по скучному, знакомому маршруту. Машина — это свобода ехать куда угодно и как угодно, выбирая маршрут, скорость, стиль пилотирования под свое настроение, а не руководствуясь эффективными алгоритмами.

Знаете что, профессор Кристенсен? У моих детей может быть и будут машины с автопилотом. Но и права у них тоже будут. Обязательно! Я уж позабочусь.

Сергей Иванов
Сергей Иванов
Главный редактор
http://evmode.ru