Следите за нашими материалами в Telegram

Как спелись Дональд Фредович и Илон Эрролович
Александр Орехов о том, зачем основатель Tesla пошел в советники к новому президенту США

Tesla Supercharger

«Я не стану поддерживать компанию, гендиректор которой помогает становлению белого национализма и фашизма в Соединенных Штатах». «Думаю, что человек, который хочет колонизировать Марс и предостерегает о грядущем восстании машин, не должен бояться сказать слово поперек администрации Трампа». «Лучший способ донести свою точку зрения до бизнесменов – забрать у них наши доллары».

Все это – реплики людей, которые отменили свои предзаказы на Tesla Model 3 с депозитом в размере одной тысячи долларов США. Таких отказников пока немного, но число их растет с каждым днем. Причина – в Илоне Маске, который, став советником нового американского президента Дональда Трампа, в одночасье превратился из главного идеолога «зеленой» энергетики в антигероя. После нашумевшей вирусной кампании #DeleteUber, вынудившей главу Uber Трэвиса Каланика покинуть президентский совет по стратегии и политике, на сайте credoaction.com появилась петиция, призывающая бизнес-лидеров сделать выбор: либо «встать на защиту нравственности и человеческого достоинства», либо открыто войти в лагерь «расиста, ксенофоба и женоненавистника Трампа». CREDO Action – американская общественная организация левого толка, которая пытается влиять на принятие различных решений на всех уровнях – от местного до общегосударственного – мобилизуя для этого 5 миллионов своих активистов через сеть CREDO Mobile. По мнению этих людей, бизнесмены легитимизируют все, что говорит и делает Трамп, самим фактом своего участия в его консультативных советах, и поэтому они должны уйти вслед за Калаником. Единственное имя, упомянутое в этом тексте, причем упомянутое неоднократно, принадлежит основателю Tesla и SpaceX, так что на этот раз активисты бьют именно по Маску. Сейчас, когда я сочиняю эту колонку, под петицией подписались уже 85,5 тысяч человек.

EVmode.ru – сайт про электромобили, не про политику. Мы тут не строим диких конспирологических теорий, не топим ни за демократов, ни за республиканцев. Даже про «Единую Россию» с Навальным – ни слова. Это не означает, что у редакторов нет мнения по всем этим (и многим другим) вопросом, но озвучивать и тем более навязывать его в рамках этого проекта мы не станем – мы так решили. Однако вся эта истерика вокруг довольно неожиданного, на первый взгляд, тандема Трамп-Маск заслуживает того, чтобы хотя бы попытаться разобраться в ее вероятных причинах и следствиях.

Для начала – немного предыстории. Всего год назад никто и подумать не мог, что Маск будет ходить в Белый дом к Трампу, чтобы заседать сразу в двух его советах – по экономике и по производству. Впрочем, тогда и в победу самого Трампа мало кто верил. По слухам, одним из источников которых является издание Huffington Post, прошлой весной Маск даже участвовал в своего рода сговоре против кандидата, который в итоге превратился в одного из самых ненавидимых президентов в истории Америки. Более того, глава Tesla вполне открыто называл Трампа «неправильным парнем», не обладающим качествами, необходимыми, чтобы возглавить страну. Но уже в декабре, когда Трамп уже выиграл выборы, но еще не принес присягу на Библии, Илон Маск вошел в его консультационный совет наряду с другими руководителями технологических компаний, в том числе – предполагаемыми участниками того самого сговора Тимом Куком (Apple) и Ларри Пейджем (Google).

Задача консультационных советов – помогать президенту в вопросах, касающихся экономического роста, создания новых рабочих мест и повышения производительности труда. Никакой реальной власти у подобного органа нет – только совещательная функция. Конечно, Трамп взял в советники многих друзей – например, председателя правления Ford Motor Билла Форда, который сразу же пообещал тогда еще избранному президенту не переносить производство из штата Кентукки в Мексику, от жителей которой Трамп хочет отгородиться стеной. Но тот же Трэвис Каланик четко обозначил свою позицию: его вхождение в группу экспертов не означало, что он поддерживает политику президента, но было истолковано общественностью именно так. Каланика в итоге съели, но Маск оказался крепче. В «Твиттере» он заявил, что понимает точку зрения тех, кто недоволен его встречами с Трампом, но будет стоять на своем: его участие в совете может пойти на благо, поскольку дает шанс повлиять на принятие важных решений и внести собственные предложения, касающиеся изменений в политике. К слову, «антимусульманский» указ Трампа, уже заблокированный федеральным судьей, Маск сразу же назвал несправедливым, и именно он, по его собственным словам, сделал так, чтобы вопрос о запрете на въезд для жителей семи исламских стран, изначально вообще не стоявший на повестке дня в совете, был рассмотрен в первую очередь.

На совещаниях Маск продолжает говорить и об угрозе климату, в которую новый президент, как известно, не верит. При каждом удобном случае повторяет, что его цель – «ускорить переход мира к устойчивой энергетике, помочь человечеству стать межпланетной цивилизацией и создать сотни тысяч новых рабочих мест». Но все разрастающуюся армию критиков из числа бывших фанатов эти разговоры, кажется, уже не успокаивают. Из провозвестника новой эры Илона Маска махом записали в проклятые капиталисты. Последней каплей стал тот факт, что в числе 97 компаний из Кремниевой долины, подавших в суд экспертное заключение о противозаконности иммиграционного указа, «Теслы» не оказалось. Более того, все в том же «Твиттере» Маск заявил: «Активисты должны настаивать на том, чтобы в числе советников президента было больше людей с умеренными взглядами, а не меньше. Что хорошего, если в совете останутся одни экстремисты?»

Так почему Илон Маск, вопреки всей обрушившейся на него критике, продолжает наносить визиты в Белый дом? На поверхности – две версии. Первая: Маск – мечтатель, и он искренне верит, что способен повлиять на решения не самого покладистого президента, с которым к тому же имеет диаметрально противоположные точки зрения по ряду ключевых вопросов, включая проблемы экологии. Вторая: Маск – циничный прагматик, который боится потерять контракты SpaceX с NASA и Пентагоном, позволяющие, в том числе, удерживать на плаву «Теслу». Обе версии имеют своих сторонников, обе не лишены смысла, но и бесспорной ни одну из них не назовешь.

При всей их непохожести Маск и Трамп – это два бизнесмена-миллиардера, способные при обоюдном желании найти общий язык. Да, один из них сколотил состояние на технологиях будущего – цифровых платежах, электромобилях, солнечных батареях и частном освоении космоса, а второй – на такой приземленной во всех смыслах вещи как недвижимость. Маск иногда напоминает вундеркинда-переростка, способного с улыбкой на лице рассказывать о том, как рассадил незастрахованный McLaren F1, пытаясь поразить скоростным вождением своего партнера по PayPal Питера Тиля. Трамп тоже умеет улыбаться – причем находясь в окружении самых эффектных женщин с конкурса красоты «Мисс Вселенная», которым он владел около 20 лет – но в последнее время чаще предстает в образе стопроцентного консерватора с уклоном в средневековое мракобесие, против которого женщины и секс-меньшинства (и не только они, конечно) выходят на многотысячные демонстрации не то что по всей Америке, а по всему миру.

Но язык денег универсален, и оба они – и Маск, и Трамп – владеют им достаточно хорошо, чтобы суметь договориться. Да и против «Make America Great Again» глава Tesla, по большому счету, не имеет ничего. Трампу нужно возрождение американского производства и больше рабочих мест для американцев? Маск строит в Неваде свою Гигафабрику – самый большой в мире завод аккумуляторов. Предприятие только-только начало свою работу – и близко не на полную запланированную мощность – но там уже занято свыше 800 человек, и штат вырастет еще как минимум на 1000 человек. Плюс люди, которых наймет партнер «Теслы» в этом проекте – компания Panasonic. Кстати, сейчас самыми «американскими» по доле использованных комплектующих являются автомобили Ford, но когда Гигафабрику достроят, звание самых патриотичных машин может перейти к электромобилям имени Николы Теслы. Недавно поглощенный компанией Tesla производитель солнечных батарей SolarCity также собирается построить новый завод, в штате Нью-Йорке – еще одна взаимовыгодная инициатива, еще по очку в копилки Трампа и Маска.

А еще есть вышеупомянутый Питер Тиль. Открытый гей, каковых Трамп вроде бы недолюбливает, пожертвовал на его избирательную компанию более одного миллиона долларов, вошел во временную администрацию и стал техническим советником президента. Маск знает Тиля давно – возможно, лучше, чем кто-либо другой из нынешних боссов Кремниевой долины, а рафинированный интеллектуал Тиль восхищается масштабами, которыми мыслит Маск, и считает, что стране нужно больше бизнес-проектов, способных оказать существенное влияние на прогресс человечества.

Маск может быть полезен и лично Трампу. В первые же дни на своем высоком посту новый президент США взялся рьяно исполнять предвыборные обещания – во всяком случае, он предпринимает такие попытки. К чему это может привести – не знает сейчас никто, варианты – от скорого импичмента до глобального катаклизма, на случай которого миллиардеры, по слухам, уже проветривают бомбоубежища, пустовавшие со времен окончания Холодной войны. Лично я предположил бы, что Трамп намерен сохранить Овальный кабинет за собой, и вся нынешняя шумиха – часть его стратегии. Многие американцы из числа сторонников представителя победившей Республиканской партии отдали свой голос именно благодаря громким популистским обещаниям. Теперь Трамп должен оправдаться перед избирателями, а когда другие ветви американской власти почти наверняка заблокируют самые дикие из его инициатив, он сможет свалить всю вину на политических противников, мол, я бы и рад сделать, как говорил, но гады-демократы не дают. И тогда настанет время взять более умеренный курс и начать договариваться со всеми. В том числе – заново выстраивать отношения с Кремниевой долиной. Имея в парламентерах суперзвезду в лице Илона Маска, сделать это будет несравненно проще. В конце концов, бизнес есть бизнес.

Итого. Маску действительно нужна господдержка, которой Трамп способен лишить его. С другой стороны, бизнес Tesla пока выглядит скорее как торговля обещаниями прекрасного будущего, а не устойчивый коммерческий проект со стабильной прибылью, и его акции держатся буквально на доверии миллионов поклонников «зеленых» технологий. Любые, пусть даже совсем не дружеские отношения с новым президентом США, сейчас бьют по главному капиталу основателя Tesla – его имиджу. Вопрос о том, как долго Илон Маск сможет удерживать равновесие в таких условиях, оставим открытым – все-таки главную роль в этом тандеме играет непредсказуемый Трамп.

Александр Орехов
Александр Орехов
Редактор, соучредитель
http://evmode.ru