Корейские «зеленые»
Александр Орехов об электрификации Hyundai-KIA

Hyundai Ioniq

Как по-вашему, какой из автопроизводителей – самый «зеленый»? В смысле – чья продукция меньше всего вредит окружающей среде? «Чего тут думать», – скажет нетерпеливый читатель. – «Конечно же Tesla – Илон Маск ведь, кроме чистых электромобилей, ничего не выпускает и не собирается». Отчасти это верно, но «Тесла», при всех ее достоинствах – это маленькая, действительно маленькая по меркам современного автопрома компания. Стоит она почти как General Motors или Ford, но за все время своего существования продала всего около 180 тысяч машин. Для сравнения, Volkswagen Group, Toyota Motor и тот же GM продают по 10 миллионов авто каждый год. В общем, пока не встала на конвейер Model 3 – «Теслу» в расчет не берем. Тогда, наверное, самый «зеленый» – тот, кто реализовал больше всех электрокаров? Таковым является новоиспеченный альянс Renault-Nissan и Mitsubishi: с 2010 года, когда на рынок вышел знаменитый Leaf, эти марки поставили клиентам 425 тысяч машин, передвигающихся исключительно за счет электротяги – то есть без учета гибридов. Почти полмиллиона – это уже кое-что, но если принять во внимание широкий модельный ряд, значительную роль в котором играют большие прожорливые внедорожники, «зеленый» эффект не так заметен.

Можно начать считать средний по модельному ряду уровень вредных выбросов, добавив сюда вред, который наносится природе при производстве и утилизации автомобилей – именно так поступают ученые экологи из правительственных и независимых организаций. Но на самом деле все это несколько преждевременно – в конце концов, мы находимся в самом начале эры электромобильности. То есть у традиционного автопрома голова болит уже сейчас – экологические нормы постоянно ужесточаются, компании отвечают на это планами по тотальной электрификации модельного ряда, но нам-то интересен конечный продукт – сами гибриды и электромобили, а их пока немного. Этот текст я решил посвятить автопроизводителю, который поставил перед собой амбициозную цель – стать самым «зеленым» среди всех уже к концу текущего десятилетия. И пока неплохо справляется. Вы, скорее всего, удивитесь, но это… Hyundai-KIA.

Еще в 2014 году американский Союз обеспокоенных ученых (UCS) отдал первое место в рейтинге самых «зеленых» компаний из числа крупных автопроизводителей именно южнокорейскому концерну. Причем никаких электромобилей Hyundai-KIA тогда в Америке вообще не продавала: в активе группы на тот момент был откровенно уродливый квадратный хетчбэк KIA Ray EV, предназначенный сугубо для домашнего рынка, а кроссовер KIA Soul EV только-только дебютировал на автосалоне в Чикаго. Кроме того, в 2013 году Hyundai начала продажи кроссовера Tucson/ix35 Fuel Cell, но водородомобили и в 2017-м остаются экзотикой. Поэтому решающую роль в борьбе за благосклонность американских ученых сыграл седан KIA Optima Hybrid, потребляющий 5,1 литра топлива на 100 км. Теперь же корейцы всерьез вознамерились завоевать мир электро, и самое интересное здесь – то, как они это делают.

Во-первых, в Hyundai-KIA сделали ставку на отдельную линейку экокаров, не имеющих аналогов среди моделей, приводимых в движение только ДВС. Тут, в принципе, ничего нового – по тому же рецепту построены Nissan Leaf, Toyota Prius, Chevrolet Volt и Bolt, BMW i3 и i8. Во-вторых, разработали единую платформу, специально «заточенную» под гибриды и электромобили. Тоже знакомая история: попробуйте навскидку сказать – сколько автомобилей концерна Volkswagen являются техническими родственниками нынешнего «Гольфа», затем погуглите аббревиатуру MQB – вероятно, узнаете много нового. Так вот, корейцы создали архитектуру, на которой уже сейчас построены четыре модели, а еще как минимум три появятся в самом ближайшем будущем – ни у какого другого электромобиля или гибрида нет такого количества «братьев». Расскажу об этом подробнее.

Hyundai организовала целый новый бренд под названием Ioniq (образовано от слов «ион» и «уникальный»). Это одновременно и исследовательская лаборатория, которая занимается «зелеными» технологиями, автопилотом, системами безопасности и новыми мобильными сервисами, и имя для семейства экологичных машин. Ioniq-автомобиль – это 4,5-метровый хетчбэк, для которого предлагаются сразу три силовых установки: гибридная (Hybrid Electric Vehicle), гибридная с подзарядкой от сети (Plug-in Hybrid Electric Vehicle) и полностью электрическая. По сути – три машины в одной, поскольку, помимо силового агрегата, модели отличаются лишь незначительными особенностями дизайна, да еще у электрокара другая задняя подвеска – торсионная балка вместо независимой многорычажки. Подчеркну, такого еще никто не делал. Параллельно KIA выпустила гибридный кроссовер Niro, унифицированный с Hyundai Ioniq Hybrid практически полностью: кроме, собственно, кузова, там вообще все общее, и даже расстояние между осями колес одинаковое. Пересказывать характеристики здесь не буду: обо всех этих моделях мы на EVmode.ru уже писали, а поиск на сайте работает хорошо. Возвращаясь к вопросу о «зеленых», отмечу лишь, что американское Агентство по охране окружающей среды (EPA) недавно официально признало Ioniq Hybrid и Ioniq Electric самыми эффективными гибридом и электрокаром, продающимися в США.

До Америки Ioniq Hybrid, Ioniq Electric и Niro Hybrid добрались буквально только что, но в Европе поступили на рынок еще в прошлом году. Этой осенью стартуют продажи еще двух новинок – плагин-гибридов Ioniq и Niro. А уже в 2018-м выйдут два полностью электрических кроссовера – Hyundai и KIA – унифицированных с Ioniq Electric. Итого – семь автомобилей, практически не отличимых в своей основе, но ориентированных на покупателей с разными запросами. Это прекрасная бизнес-модель, которая позволяет существенно снизить затраты на производство, а значит, и конечная цена будет ниже.

Относительная доступность – это третий кирпич в фундаменте, на котором Hyundai-KIA хочет построить свою электромобильную империю. Тот же Ioniq Hybrid заметно дешевле своего основного конкурента – Toyota Prius. В Европе за корейский гибрид просят от 23 900 евро (1,48 миллиона рублей), в Штатах – от 22 200 долларов (1,295 миллиона рублей). В России новый «Приус» стоит 2 миллиона 112 тысяч. Ioniq Electric на тысячу с лишним долларов дешевле, чем Nissan Leaf, при этом «кореец» даже немного опережает самый продаваемый электромобиль в мире по запасу хода.

Почему все вышесказанное может интересовать нас, россиян? Да потому что Hyundai и KIA – это как раз те бренды, у которых, по крайней мере, в теории есть шанс сделать «зеленые» авто в нашей стране массовым явлением. Ну серьезно – кто, если не они? Tesla вроде бы собирается открывать официальное представительство и строить свои «Суперчарджеры» – но это премиум-сегмент. И вряд ли за компактным хетчбэком BMW i3, который стоит как большой кроссовер X5, выстроятся огромные очереди. С недавних пор свои электромобили Twizy и Kangoo Z.E. у нас официально продает Renault, но продает не ради денег, а ради испытаний в российских условиях, а также для поддержания «зеленого» имиджа. Когда рынок будет готов и появится развитая зарядная инфраструктура, французы с удовольствием отхватят свой кусок пирога, подтянув за собой Nissan, но в пионеры электрификации России они точно не рвутся. У корейцев же в РФ сильные позиции: фактически, они уже несколько лет наступают на пятки АвтоВАЗу. Причем не только благодаря питерскому производству бестселлеров Solaris, Rio и Creta. Мы как-то с коллегой подсчитали: «Солярис» в России стоит гораздо дешевле, чем его аналоги в Китае (Hyundai Verna) и США (Hyundai Accent). Все потому что Hyundai сознательно идет на убытки ради доли рынка и построения долгосрочного бизнеса. Увы, в ближайшее время ни «Ионик», ни «Ниро» к нам не привезут, но возможность такую готовы рассмотреть. В начале этого года Комитет автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса объявил о намерении развивать в России электрический транспорт совместно с правительством и энергетическими компаниями. Если на этот раз дело не ограничится разговорами, и если Hyundai-KIA сохранит политику умеренных цен и в отношении гибридов с электрокарами, все может получиться. Почему бы не помечтать?

Hyundai Ioniq Electric 2017

Александр Орехов
Александр Орехов
Редактор, соучредитель
http://evmode.ru