Следите за нашими материалами в Telegram

Пять Гигафабрик, сотни тысяч машин в год, солнечные крыши и выезд автосервиса на дом — Илон Маск обещает!
Компания Tesla разослала акционерам письмо с планами на будущее

Tesla Charger

Компания Tesla отчиталась перед акционерами об успехах в 2016 году и наметила планы на ближайшее будущее. В информационном письме, разосланном Илоном Маском акционерам, мы насчитали несколько новостных поводов и, дабы не распыляться по отдельным постам, решили рассказать вам обо всем и сразу.

Дешевая и массовая Tesla — прежде всего

Tesla Model 3
Tesla Model 3

В 2016 году компания продала 76 тысяч автомобилей против 80 тысяч запланированных. Сейчас модельный ряд состоит по сути из двух машин: премиального лифтбэка Model S и премиального же кроссовера Model X. В первой половине 2017 года Tesla рассчитывает продать от 47 до 50 тысяч этих же моделей. А потом…

Потом появится Model 3. Компания уточнила планы производства. Первые прототипы сходят с конвейера вот прямо сейчас. Они нужны для отладки производственного процесса, испытаний, доводки. С июля начнется выпуск товарных машин. Во втором полугодии они начнут поступать клиентам. В июле же Tesla обещает раскрыть все технические подробности о новом автомобиле.

К концу года недельный объем производства Tesla Model 3 достигнет 5 тысяч машин. Таким образом, в декабре компания выйдет на объемы производства, сравнимые с текущим положением дел на крупнейшем на данный момент автопредприятии мира — АвтоВАЗе. Но и эти объемы в 2018 году Tesla намерена удвоить: одних только Model 3 будут собирать по 10 тысяч штук в неделю. Простите, но где будут выпускаться все эти машины?

Гигафабрика №1, Гигафабрика №2, Гигафабрика №3, №4 и, возможно, Гигафабрика №5

Гигафабрика Tesla
Гигафабрика Tesla

В ноябре 2016 года завершилось слияние двух компаний — собственно Tesla и производителя и оператора солнечных батарей SolarCity. Из нынешнего письма акционерам становится ясно — отныне гордое имя «Гигафабрики №2» носит не потенциальный завод компании в Европе, а предприятие SolarCity в городе Буффало, штат Нью-Йорк.

А что же со строительством завода в Европе? Будет. И не только в Европе. В письме говорится, что в данный момент Tesla выбирает площадки для возведения «Гигафабрики №3, Гигафабрики №4 и, возможно, Гигафабрики №5».

Эксперты предполагают, что третья и четвертая Гигафабрики, скорее всего, появятся в Европе и Китае соответственно. Гадать о пятой пока преждевременно, хотя некоторые комментаторы высказываются в пользу Индии.

Впрочем, пока и первый завод не достроен. Производство в Неваде началось только в январе 2017 года и на полную мощность предприятие выйдет нескоро. Так что и на первой Гигафабрике (которая, напомним, после окончания строительства станет крупнейшим зданием в мире по площади пола) работы на ближайшие годы хватит.

Место под солнцем

Tesla Solar Roof
Tesla Solar Roof

Чуть ли не все новые планы Tesla так или иначе связаны с SolarCity. Объединенная компания Илона Маска намерена изменить и расширить существующую бизнес-модель солнечной энергетики.

Во-первых, Маск собирается отказаться от лизинга солнечных батарей, перейдя к их прямым продажам. Это произойдет не сразу, но цель именно такая. Что логично — батареи будут поставляться вместе cо стационарными накопителями электроэнергии Powerwall (компактная батарея для дома) и Powerpack (несколько «шкафов» с батареями для крупных учреждений).

Во-вторых, Tesla всерьез намерена поселить владельцев собственных домов под крышами из солнечных батарей. Получается целая энергосистема, в которой электричество, вырабатываемое солнечной черепицей, накапливается как в батарее Powerwall, так и в аккумуляторе автомобиля Tesla. И когда солнце заходит, дом питается за счет аккумуляторов.

Ближнесрочная цель — сделать такие солнечные панели на крышах, которые позволят экономить электроэнергию и в результате окупить расходы на их установку. Иными словами, в Tesla обещают, что их крыши в конечном итоге окажутся дешевле и долговечнее традиционных кровельных покрытий. Правда, нам тут в России не совсем понятно, как быть со снегом и долгой полярной ночью. Не в Калифорнии, поди, живем.

Выездной автосервис

Дилерский центр Tesla
Дилерский центр Tesla

Традиционный дилерский центр включает собственно шоурум, где продаются машины, и сервисную зону, где они ремонтируются и обслуживаются. В случае с автомобилями Tesla выяснилось то, что и так давно прогнозировалось: обслуживать электрокары не требуется.

Это у машин с ДВС есть масло в двигателе, которое нужно регулярно менять, бензиновый и топливный фильтры, которые нужно регулярно менять, свечи зажигания, которые нужно менять, тормозные колодки, которые нужно менять. У Tesla из всего вышеперечисленного есть только тормозные колодки, да и те изнашиваются гораздо медленнее, поскольку торможение в электромобиле — рекуперативное.

Поэтому в компании придумали услугу выездного автосервиса. Если машины почти не ломаются и не требуют сложного обслуживания, то зачем заставлять их владельцев тратить день на посещение фирменного сервиса? Не проще ли прислать к нему в дом механика с набором инструментов? Именно такой подход к сервису компания планирует осуществлять впредь.

Прошедший год: все хорошо, но опять чуть хуже обещанного

По итогам четвертого квартала 2016 года инвесторы ждали от компании Tesla выручки в размере 2 миллиардов и 201 миллиона долларов и убытков в размере 13 центов на акцию. И тот, и другой показатель оказались превышены: выручка поднялась до 2 миллиардов и 284 миллионов, но и убыток вырос до 78 центов на акцию. По итогам третьего квартала, напомним, Tesla впервые за долгое время получила прибыль.

Инвесторы отреагировали на эти цифры негативно, стоимость акций упала на 6%. Впрочем, финансовая ситуация компании вполне объяснима.

Только в первом полугодии 2017 года Tesla инвестирует в собственное развитие более 2 миллиардов долларов. Фактически, все убытки формируются за счет того, что руководство фирмы вкладывает в новые разработки и наращивание производства все заработанные деньги и даже больше.

Выйти на прибыльный уровень Tesla с легкостью могла бы уже сейчас. Для этого достаточно остановить строительство Гигафабрик и внедрение новых моделей и просто торговать тем, что уже есть. Деньги потекли бы рекой, но спустя всего несколько лет конкуренты опередили бы Tesla по всем направлениям. А конкурентов, меж тем, все больше…

Сергей Иванов
Сергей Иванов
Главный редактор
http://evmode.ru