Следите за нашими материалами в Telegram

Илон Маск против профсоюзов: Tesla столкнулась с главной проблемой американского автопрома
Силы, которые помогли Toyota и Nissan унизить GM и Ford, подбираются к Tesla

Завод Tesla во Фримонте

Мы живем в XXI веке. Реальность наших дней — это смартфоны, повсеместный интернет, частные космические корабли и мраморная говядина. А еще — борьба Toyota и Volkswagen за звание крупнейшего автопроизводителя в мире. В которую, того и гляди, вмешается альянс Hyundai-KIA.

Сейчас уже трудно вспомнить, что когда-то все было совсем не так. Что каждая вторая (!) машина в мире называлась Ford. Что Америка на протяжении полувека была лидером автопрома, законодателем автомобильной моды. Непросто объяснить современным детям, почему «Волгу» копировали с американских аналогов. И тем более сложно объяснить им причину того, почему автомобиль Сталина ЗИС был почти полностью срисован с американского же автомобиля давно забытой марки Packard, а не с Lexus или Mercedes.

Организация, сделавшая так много для развала американского автопрома, называется UAW — United Auto Workers, Союз автомобильных рабочих. С 30-х годов XX века эти профсоюзные деятели выбивали для американских пролетариев сокращение рабочего дня, повышение зарплаты, высокие пенсии и право гнать халтуру без боязни быть уволенными. В итоге американские рабочие стали выпускать машины, которые по качеству оказались хуже японских, немецких, а теперь и корейских. Будучи при этом по себестоимости дороже.

Результат оказался плачевен: с конца 70-х американские покупатели начали пересаживаться с Chevrolet Malibu и Ford Falcon на Toyota Camry и Honda Accord. Все усилия менеджеров и инженеров автоконцернов пошли насмарку: за реализацию их конструкторских идей рабочие просили такие деньги, что себестоимость американских машин взлетала до небес. Вставал выбор: или делать автомобили хуже чем Toyota, или дороже чем Toyota. Что не выбери — ты в проигрыше.

Так вот, пару недель назад аноним, представившийся рабочим завода Tesla, что в городе Фримонт, Калифорния, написал на форуме UAW о том, как трудно ему живется в компании Илона Маска. Он перечислил практически все традиционные пролетарские претензии: регулярные неоплачиваемые переработки, низкую зарплату, плохие условия безопасности труда, несправедливую политику руководства, запугивание рабочих и, наконец, отсутствие на заводе профсоюза.

Кончилось все тем, что UAW отправил своих представителей на завод во Фримонт. И Илон Маск ответил. Письмом, отправленным каждому сотруднику. Которое (случайно ли?) утекло в прессу. Я позволю себе относительно вольно перевести два первых абзаца этого текста и рассказать о том, что в нем говорится еще.

«Есть только один путь для Tesla, чтобы стать одной из величайших компаний 21 века и сохранить этот статус на будущее — создать такую рабочую среду, в которой мы будем чувствовать себя в максимально возможной безопасности и достатке, получая при этом удовольствие от работы. Что действительно важно для меня — это то, с какими мыслями вы каждый день приходите на работу. То, что мы делаем, должно быть и работой, и призванием — только ради этого стоит творить.

Для всех нас должно быть жизненно важно преуспеть в создании стабильного будущего на основе чистой энергии. При этом надо понимать, что нам противостоит многочисленная и сильная оппозиция. Мы выступаем в роли Давида в известной битве с Голиафом с той лишь разницей, что в отличие от реального Давида наш рост — лишь шесть дюймов. Так вот, будучи в этой битве Давидом, у нас есть лишь один шанс победить: нужно действовать умнее, быстрее и лучше, а главное — действовать единой крепкой командой. Нам ни в коем случае нельзя забывать о том, что среди сотен стартапов по производству автомобилей за всю историю США выжили только два: компания Ford и наша Tesla (GM и Chrysler стали результатом объединения других компаний под властью сторонних инвесторов — примечание Evmode.ru). Несмотря на то, что все обстоятельства настроены против нас, моя вера в вас — это главная причина, почему я до сих пор занимаюсь этим делом».

Далее Илон Маск, по большому счету, оправдывается. Он говорит о том, что обвинения в адрес компании несправедливы. Что безопасность труда на предприятиях Tesla вдвое выше средней по автоиндустрии, что рабочие получают право льготного выкупа акций Tesla, а котировки последних в 2016-м существенно выросли, а значит сотрудники на этом заработали. Наконец о том, что работать в Tesla — это клёво.

О главном, впрочем, он политкорректно умолчал. Илон Маск — выходец из Южной Африки. В этой стране в свое время производилась отличная бытовая техника марки Ocean. Лично в моей семье стиральная машинка Ocean 1994 года выпуска проработала более 20 лет с момента покупки и была продана в рабочем состоянии вместе с квартирой пару лет назад.

Сейчас бытовую технику Ocean в Южной Африке не выпускают. Как не выпускают там ни электромобилей Tesla, ни ракет SpaceX. Местная красавица Шарлиз Терон не снимается на киностудии в Кейптауне.

Так вот, идеи, как и капитал, всегда идут туда, где им комфортнее. Величие Америки в том, что эта страна создала условия, при которых Илону Маску стало удобно организовать производство Tesla именно там. Более того, новая бюджетная модель Tesla Model 3 обещает стать самой американской машиной за долгие годы по степени локализации в США.

На этом фоне деятельность UAW на заводе Tesla иначе как антиамериканской не назовешь.

Сергей Иванов
Сергей Иванов
Главный редактор
http://evmode.ru