Коммуна Тинь во французских Альпах расположена на высоте более 1500 метров. Погода здесь вполне русская в том смысле, что зимой холодно и много снега. Именно ради снега нас сюда и привезли. Взмах клетчатого флага и два полноприводных Peugeot стартуют с места: классический кроссовер 4008 и дизель-электрический гибрид 3008 HYbrid4. Несмотря на то, что оба автомобиля обуты в одинаковые шины и сравнимы по мощности, 3008 резво вырывается вперед.
Спокойно, вы ничего не перепутали! Это тест-драйв Lexus NX 300h. Просто испытания в Альпах, на которые меня пригласили три года назад, как нельзя лучше демонстрируют преимущества гибридного полного привода над обычной системой с муфтой. Именно такой полный привод установлен на как на Peugeot 3008, так и на Lexus.
Схема такова. Под капотом — классическая рядная четверка объемом 2,5 литра. Работающая по экономичному циклу Аткинсона. Под днищем — небольшая батарея. И в добавок ко всему этому — два электромотора. Один, как это бывает на всех гибридах, спарен с ДВС: помимо прочего, он выполняет функцию генератора. Ключевым моментом при этом является то, что электромотор расположен не между ДВС и автоматической трансмиссией (как у протестированных нами Nissan Murano и BMW X5) а сочленен с последней. Иными словами, если бензиновая четверка передает крутящий момент на колеса через вариатор, то электромотор — напрямую.
Второй же электромотор вращает задние колеса, делая NX полноприводным. Необходимость в карданном валу и муфте при этом отпадает — конструкция получается простой и легкой! Нет и дополнительного автомата, который для ДВС необходим, а электродвигателю порой противопоказан.
Вообще NX – это бестселлер российского рынка, а гибридная версия 300h является его инженерной и ценовой вершиной. Компактный кроссовер построен на платформе Toyota New MC, известной по целому ряду разноразмерных автомобилей, начиная от компактного хетчбэка Auris и заканчивается большим минивэном Alphard. Ближе всего к NX — паркетник Toyota RAV4, но Lexus крупнее и рафинированее.
С внешностью японские дизайнеры угадали. Получилось очень смело, стремительно, современно и в то же время дорого. При всем при этом японцам не пришлось приносить практичность в жертву дизайна: машина скомпонована на славу. При относительно скромных внешних габаритах машина обладает весьма просторным пятиместным салоном и багажником, который привлекает не столько объемом, сколько правильностью формы.
С эргономикой тоже все отлично: несмотря на замысловатый дизайн передней панели пользоваться Lexus удобно. А вот качество отделки далеко от премиального. Вроде и претензия есть: например, верх передней панели обшит кожей. Но кожа эта сродни кожзаму, многочисленные кнопки словно сняты с китайских калькуляторов, а металл на проверку оказывается серебристой краской поверх пластика. В общем, салон того же Peugeot 3008 первого поколения роскошнее будет.
Динамика спокойна. Lexus NX300h пытается изображать из себя спортсмена за счет всевозможных надписей и режимов. Но именно что изображать. На самом деле японцы, создававшие машину, затачивали ее под экономичность, а слово «спорт» дописали позже маркетологи. В целом, разгон весьма динамичен, но удовольствия езда с утопленной в пол педалью газа не доставляет. Гораздо интереснее следить за тем, как на центральном экране инфографика отображает потоки токов от генераторов в аккумулятор и обратно к электромоторам. И экономить.
Заявленный расход топлива в смешанном цикле — 5,4 литра бензина на 100 километров пути. Зимой это, конечно, недостижимо. Тут надо отдать должное смелости российского представительства Lexus: на зиму они обули кроссовер в дорогие шипованные покрышки Nokian Hakkapellita 8. Эта резина отлично выдерживает испытания снегом и льдом, но на асфальте, увы не оличается низким сопротивлением качению. В переводе на русский язык это означает, что с ней любая машина будет пожирать больше энергии, чем на летней энергоэффективной резине.
Что же на самом деле? На самом деле — надо постараться, чтобы даже зимой и в пробках Lexus NX 300h потреблял больше чем 10 литров на 100 км пути. По городу выходит что-то около 7,5-8,5 литров бензина. Плохо то, что и за городом расход не снижается — меньше 7 литров никак не выходит. Повторюсь — это на «злой» финской шипованной резине.
При этом NX старается быть незаметным для водителя. Машина плавно разгоняется, плавно тормозит. Уверенно держит прямую, уверенно вписывается в повороты. Но атаковать виражи не провоцирует. Удобное, комфортное средство передвижения. И очень тихое.
Но главное, NX300h — король зимнего бездорожья. Если аккумулятор полностью заряжен, машина передвигается в глубоком снегу исключительно на электротяге. И демонстрирует при этом чудеса ползучести. Ровный, электрический крутящий момент заставляет шины цепляться буквально за каждую снежинку, не срываясь в пробуксовку, но и не теряя тяги. Правильный зимний гибрид! Так и надо ползать по нашему снегу! Без всякой лабуды вроде муфт в приводе задних (передних) колес и подхвата после 2 тысяч оборотов. Уверенная, пусть и небольшая тяга с момента трогания с места и до достижения загородных скоростей!
NX 300h в итоге надо отнести к разряду высокотехнологичных, а не премиальных кроссоверов. Это то самое недостающее звено между бензиновыми монстрами и приспособленными к нашим зимам электрокарами. Экономичный, удобный, послушный. Жаль только, что дорогой — за машину просят без малого 3 миллиона рублей. Увы, с таким ценником гибридный NX остается уделом энтузиастов.
Технические характеристики | Lexus NX300h |
---|---|
Длина, мм | 4630 |
Ширина, мм | 1845 |
Высота, мм | 1645 |
Снаряженная масса, кг | 1860 |
Тип силовой установки | Гибридная |
Тип ДВС | Бензиновый L4 |
Объем ДВС, см3 | 2494 |
Мощность ДВС, л.с. | 155 |
Мощность электродвигателей л.с. | 143+68 |
Суммарная мощность силовой установки, л.с. | 197 |
Суммарный крутящий момент, Нм | - |
Разгон 0-100 км/ч, секунд | 9,3 |
Максимальная скорость, км/ч | 180 |
Расход топлива в смешанном цикле л на 100 км | 5,4 |
Привод | Полный с автоматически подключаемым задним |
Тип трансмиссии | Вариатор |
Число мест | 5 |
Дорожный просвет, мм | 185 |
Объем багажника, л | 475 |
Выбросы СО2 грамм на 1 км | 119 |