Китайцы украли дизайн у китайцев, или Почему электрокары так похожи?
Оправданы ли обвинения в плагиате со стороны Faraday Future в адрес NIO

На прошлой неделе китайский стартап NIO, известный ранее как NextEV, показал свой электрокар EVE. И тут же был обвинен другим стартапом с китайским капиталом в плагиате — в Faraday Future решили, что EVE очень похож на их кроссовер FF 91.

Сходство действительно есть, хотя о прямом копировании речи, конечно, не идет — скорее об использовании похожего стиля. Да и в целом эти разбирательства китайцев выглядят не слишком серьезно, учитывая тот простой факт, что и NIO, и Faraday Future пока очень далеки от серийного производства своих машин.

Конфликт китайских стартапов, однако, затронул другой вопрос. Очень часто в комментариях в соцсетях спрашивают — почему вообще все электрокары так похожи друг на друга? Правда ли, что избавившись от ДВС, конструкторы и дизайнеры получают гораздо больше свободы по части компоновки и формирования облика автомобиля?

NIO EVE
NIO EVE

Неправда. Точнее, не совсем правда. Переход на электрическую тягу, конечно, избавляет автомобиль от громоздкого ДВС под капотом. Но накладывает другие ограничения.

Начнем с компоновки. Электромотор — вещь компактная, батареи хотя и громоздки, но могут быть практически любой формы. На первый взгляд это означает, что мы можем сделать машину любой формы.

Однако четыре колеса пока никто не отменял. Более того, колеса эти должны быть достаточно большого диаметра. Зачем? Для меньшего сопротивления качению. Это важная особенность электрокаров — их расход энергии обязан быть минимальным. Если для машин с ДВС расход топлива — это только вопрос денежных трат, то для электрокара расход энергии — это еще и вопрос запаса хода. То есть конструкторы будут делать электрокары максимально экономичными, по крайней мере до тех пор, пока не начнется массовое производство аккумуляторов, выдерживающих быструю зарядку, а зарядные станции не станут так же распространены, как автозаправки.

С точки зрения подвески электрические машины не привнесли в автопром практически ничего нового. Более того, практически все серийные электрокары в этом смысле заимствуют компоненты обычных машин с ДВС. Вы знали, что у электромобиля Renault ZOE и Lada Vesta — одинаковая балка задней подвески? Это действительно так.

Итак, мы имеем стандартное шасси с четырьмя большими колесами. Батарею, которая, как известно, может быть любой формы, конструкторы все равно делают плоской, размещая ее в полу. Это обеспечивает электромобилю одно из главных его преимуществ — низкий центр тяжести. Да, можно поставить элементы питания хоть на крышу. Но тогда развесовка будет ужасна.

Faraday Future FF91
Faraday Future FF 91

Электромотор при этом выгоднее ставить как можно ближе к колесам — дабы не городить лишнюю трансмиссию. Схема с мотор-колесами, когда двигатель расположен непосредственно в колесе, привлекательна лишь на первый взгляд. На деле же такое мотор-колесо получается очень тяжелым, что негативно сказывается на комфорте и управляемости— появляется так называемый эффект вибраций неподрессоренных масс. Иными словами, подвеска не справляется с инерцией тяжелого колеса, когда оно подскакивает на кочке.

Так что в абсолютном большинстве электрокаров вы обнаружите мотор, скомпонованный с межосевым дифференциалом. То есть — ровно посреди ведущих колес. Итого у вас получается стандартная тележка с батареей вместо днища, большими колесами, одним или несколькими электромоторами, которые расположены так компактно, что практически не влияют на внешний дизайн машины.

Зато влияет аэродинамика. Выше уже говорилось о том, что для электромобилей очень важна энергоэффективность. Чтобы заряда батареи хватало на максимальное расстояние. Поэтому так важно, чтобы машина была обтекаемой. Да, под капотом больше нет ДВС, но длинный «нос» нужен для рассечения воздуха. По той же причине конструкторы выбирают покатую крышу, сильно наклоненные стекла. И избавляются от лишних элементов — например, от выступающих наружных зеркал и дверных ручек.

В итоге мы имеем идеальную аэродинамическую форму — каплю, которую словно положи на бок. И приделали четыре колеса. Остается лишь решить, какой формы будут фары и задние фонари, прицепить на капот эмблему, выбрать колесные диски — вот и вся работа дизайнера. И здесь к NIO EVE действительно есть вопросы: задними фонарями и колесами он явно схож с Faraday Future FF 91!

Нам, похоже, придется смириться: электромобили есть и будут похожи друг на друга. А что? Попробуйте отличить друг от друга современные смартфоны. Того разнообразия в дизайне сотовых, что наблюдалось в начале 2000-х, сейчас уже и не упомнишь. Но знаете, я кажется придумал нам повод для надежды. Что в современном электромобиле остается неизменным? Правильно — водительское место. А если водителя не будет? Если его кресло повернуть задом наперед? И усадить «за руль» автопилот? Быть может тогда дизайнеры смогут отыграться. Ибо пока, что бы электрическое они не рисовали, все одно получается Driver’s Car.

Сергей Иванов
Сергей Иванов

Главный редактор

http://evmode.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *