Кто все эти люди: Tesla
История компании, изменившей все

Tesla Charger

Садясь писать краткую историю Tesla, мы думали, что знаем об этой компании все. И правда — где-то году в 2006 Илон Маск собрал своих друзей из Кремниевой долины, уговорил их скинуться, а после начал раздавать невиданные обещания по электрофикации всего автопрома. И понеслось.

Тем удивительнее, сколько сюрпризов нас ждало, как только мы начали пристальнее изучать фактуру. Все началось не в 2006. И даже не с Илона Маска.

Шел 2003 год. Амбициозный инженер из Кремниевой долины Мартин Эберхард и его партнер Марк Тарпенинг основали компанию Tesla Motors. С амбициозной целью — выпускать массовые электрокары.

Сложно сказать, на что они тогда рассчитывали. Денег у Эберхарда и Тарпенинга на организацию производства не было. Крупных партнеров из числа автоконцернов — тем более. И даже уникальными технологиями они не обладали. Было лишь желание, кое-какие идеи и удачно выбранное имя — Tesla.

В начале 2000-х об электрокарах никто всерьез не говорил. Многим еще памятен был проект GM EV1 – закончившийся, как ни крути, полным провалом. Да, ведущие автоконцерны порой выделяли своим конструкторам-энтузиастам деньги на эксперименты в данной области, но скорее из маркетинговых соображений. Мол пусть построят какую-нибудь эксперементальную Toyota RAV4 с электроприводом, покажем единственный экземпляр журналистам, а те напишут — затраты минимальны, зато все узнают, какие мы молодцы.

Правда, Эберхард с Терпенингом могли полагаться на… мобильные телефоны и прочие гаджеты. Это было время взрывного роста популярности подобных устройств — сотовый появлялся у каждого цивилизованного человека. А где мобильник — там и аккумулятор. Буквально за несколько лет эффективность портативных батарей значительно улучшилась, их себестоимость снизилась, а производство увеличилось многократно.

В итоге партнеры прикинули, что технически нет ничего сложного в том, чтобы запихнуть в электрокар столько аккумуляторов, сколько хватит для обеспечения приемлемых динамических показателей и достойного запаса хода. Производственная стратегия также вырисовывалась весьма разумная: начать с нишевых спортивных машин (дабы показать, что электрокары — это круто) и лишь затем перейти к массовым моделям. Благо и партнер подыскался подходящий — шасси британских автомобилей Lotus отлично подходило для установки электропривода. Вот только где взять деньги?

Именно в этот момент, в 2004 году на сцене появляется Илон Маск. Талантливый программист и бизнесмен из Южной Африки, разбогатевший на создании платежной системы PayPal, Маск взялся за финансирование проекта. Он привлек сторонних инвесторов, уговорил вложиться своих друзей из Силиконовой долины (включая основателей Google Сергея Брина и Лари Пейджа), наконец сам внес существенные суммы.

К 2006 году стало ясно — электрокару Tesla быть. Именно тогда о проекте узнала широкая публика. А в 2008 году началось производство электрического спорткара Tesla Roadster. Правда, уже без Эберхарда и Терпенинга — Илон Маск к тому времени полностью захватил власть в компании.

Tesla Roadster выпускался с 2008 по 2012 годы. Это и впрямь был нишевый продукт — всего удалось реализовать 2,5 тысячи машин. Но главное — этот спортивный автомобиль выполнил возложенную на него функцию. А именно — убедил покупателей в том, что электромобили могут быть динамичными, доставлять удовольствие от вождения и проезжать на одном заряде весьма существенное расстояние.

Следующий автомобиль — Model S — компания делала уже без Lotus. И добилась с ним первого существенного рыночного успеха. Выбор типа кузова в пользу пятидверного хетчбэка оказался весьма удачным — в зависимости от точки зрения автомобиль можно считать и бизнес-классом, и семейной машиной и хот-хетчем. Но главное — Tesla Model S по цене сравнялся с премиальными спорт-седанами, а по динамике даже превзошел их! У топовых версий разгон до 100 км/ч занимает менее 2,5 секунд, а благодаря размещению батарей в днище центр тяжести оказался ниже оси колес — в поворотах Model S кренится в противоположную сторону.

А дальше настал черед расширения модельного ряда. Илон Маск мечтал составить из буквенного обозначения машин слово SEXY, но из-за патентных споров E пришлось заменить на III.

В настоящий момент Tesla производит хетчбэк Model S и кроссовер Model X. Компактный хетчбэк Model III должен появится в течении 2017 года и, благодаря демократичной цене, он обещает стать самой массовой моделью марки. Также анонсированы компактный кроссовер Model Y, пикап, новое поколение Tesla Roadster и тяжелый грузовик Tesla Semi.

Недавно Tesla официально отказалась от приставки Motors в своем названии. Дело в том, что компания более не является сугубо производителем машин. Tesla выпускает домашние и коммерческие накопители энергии, солнечные батареи (в том числе энергогенерирующиую черепицу для крыш), строит сеть зарядных станций.

Сейчас у фирмы три действующих завода, включая фабрику по производству солнечных батарей и запущенную недавно Гигафабрику в Неваде. При этом Tesla активно планирует строительство новых Гигафабрик, в том числе в Китае и в Европе.

В первом квартале 2017 года продажи Tesla выросли до 25 тысяч машин, что означает не менее 100 тысячс в год (в 2016 году было продано менее 80 тысяч машин). Несмотря на столь скромные цифры, Tesla по капитализации стала крупнейшим автоконцерном США, обогнав не только Chrysler и Ford, но и даже GM.

Главное, впрочем, то, что по пути Tesla пошли и все остальные ведущие автопроизводители. После успеха Model S, концерны поверили в возможность делать динамичные и желанные электромобили с большим запасом хода. И этот тренд уже не изменить.

Сергей Иванов
Сергей Иванов
Главный редактор
http://evmode.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *