Ford VS Tesla: единственные автомобильные стартапы, выжившие в Америке
Как Ford Model T и Tesla Model SEXY изменили мир

Ему никто не верил. И правда, что за план — массово производить заведомо нишевый продукт. Игрушка! Прерогатива заносчивых богачей, которым некуда девать деньги! Ну и потом — куда на этом ездить? Страна попросту не приспособлена для нового вида транспорта. Ну уедешь от дому на 100 км и там встанешь средь голого поля — дальше что?

В истории американского, да и мирового автопрома есть две личности, которые слышали такие речи. Разделяет их, что характерно, столетие. Если быть совсем точным — 104 года. Первого зовут Генри Форд. Второго — Илон Маск.

Несколько месяцев назад Маск писал в послании рабочим: парни — история Америки знает только два автомобильных стартапа, которые выжили. Первый — это Ford. Мы — вторые. И действительно — весь оставшийся американский автопром — это обанкротившиеся конторы, объединенные скупившими их алчными инвесторами. Но сравним ли Ford времен великого Генри c Tesla времен Маска, чье величие еще ждет своего подтверждения?

Издание Visual Capitalist решило сравнить успехи 104-летней давности и современности, взяв за основу 1907-ой год, когда Ford начал производство легендарной Model T и 2011 год, когда начался выпуск первой массовой Tesla – Model S. И вот результат:

Продажи Model T и Tesla по годам идут буквально ноздря в ноздрю. Спустя 5 лет, в 1912 году, Ford продал уже 68 тысяч машин. Но Tesla даже опережает — в прошлый, пятый год с момента старта продаж Model S, компания реализовала почти 80 тысяч автомобилей.

2017 год должен стать решающим. Чтобы не отставать от Ford, электромобильная компания должна реализовать не менее 170 тысяч автомобилей — таков был прирост Model T в 1913 году. По данным за первый квартал Tesla, кажется, здорово отстает — лишь 25 с небольшим тысяч, что проецируется на 100 тысяч в год. Однако в середине 2017 года на рынок выходит бюджетник Tesla Model 3, на который уже собрано невероятное количество предзаказов. Так что гонка по4ка не проиграна.

Цель компании Илона Маска — в ближайшие годы выйти на уровень продаж в 500 тысяч автомобилей ежегодно. Ford достиг такого показателя в 1916 году, через 9 лет после начала выпуска. Иными словами, у Tesla есть время до 2020 года.

На фоне этой занимательной арифметики разумно вспомнить, чем вообще был Ford Model T. Эта машина не являлась ни самой роскошной, ни самой быстрой, ни самой экономичной. Зато она — единственная для своего времени — сочетала просторный салон, приемлемую динамику, надежность и… самую доступную цену на рынке.

Факт, вошедший во многие учебники по бизнесу и экономике: в какой-то момент Генри Форд вдвое повысил зарплату своим рабочим. Не от щедрот — с замыслом. Вскоре и остальные фабрики в округе сделали то же, дабы конкурировать за рабочую силу. В итоге в Америке рабочие стали получать достаточно чтобы… накопить на новенький Ford T!

В начале 20-х годов более половины автомобилей по всему миру носили эмблему Ford. Вдумайтесь в это — куда бы вы не поехали, где бы не находились, увидев вдали машину вы могли сказать «Ford» и с вероятностью более 50% угадали бы!

В начале XX века, когда Генри только запускал производство, в Америке, да и других частях Света, отсутствовали дороги с твердым покрытием. Паковки, мотели, всевозможные МакАвто? Да бросьте — бензин, и тот преимущественно продавался в аптеках!

За какое-то десятилетие в США появилась сеть автомобильных дорог — покупатели Ford предъявляли на нее спрос. А уже в 30-е началось грандиозное строительство национальных автомагистралей, в корне изменивших Америку.

Так что же Tesla? Пока ей далеко до звания «каждый второй электрокар в мире» — по совокупным продажам электромобилей лидирует альянс Renault-Nissan-Mitsubishi. Но в этом факте — тоже заслуга Маска. Это же он ввел моду на электрический транспорт.

Еще интереснее — развитие сети зарядных станций. За десятилетие их число в США увеличилось почти в 100 раз! Прибавьте к этому домашнюю зарядную инфраструктуру — преобразователи, накопители, солнечные батареи. Несколько лет назад ничего этого не было.

Генри Форду любят припоминать сказанную им фразу о том, что история — это «более или менее вздор». Но кажется мне, великий изобретатель и предприниматель XX века был бы рад такому ее повторению,

Сергей Иванов
Сергей Иванов
Главный редактор
http://evmode.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *