Можно ли заправлять электромобиль раствором этилового спирта?
Сменный электролит: возможности и перспективы

Джон Кушман Университет Пердью

Почему электромобили не так популярны, как машины с двигателями внутреннего сгорания? Даже если вы — воинствующий энтузиаст электротранспорта, вы без затруднений дадите хотя бы один ответ на этот вопрос. И ответ этот — аккумуляторы и связанные с ними трудности.

Нынешний бум электротранспорта объясняется как раз тем, что многие из аккумуляторных трудностей в последние годы удалось решить. Высокая стоимость батарей? Она уже не так высока. Малая емкость? Электрокары с запасом хода в 500 км уже существуют. Долгое время, необходимое для зарядки? А вот с этим до сих пор беда.

Даже мощные суперчарджеры полностью наполняют батареи за несколько часов. «Скоростная зарядка» — это возможность зарядить аккумулятор более чем на половину за 20-30 минут. Быстрее никак — иначе аккумуляторы испортятся, а то и загорятся.

Если вы живете в загородном доме и используете электромобиль для поездок на работу — никаких проблем. Ночью заряжаете, днем проезжаете не больше 200 км — и все хорошо. Но что если вы решили из Москвы (или Нью-Джерси) поехать на автомобиле в Сочи (или Лос-Анджелес)? Представим светлое будущее, в котором зарядные станции будут встречаться так же часто, как бензиновые заправки. В любом случае каждые 2-3 часа вам придется останавливаться на «чашечку кофе» для зарядки батареи. Такое количество кофеина попросту вредно!

Неудивительно, что ученые во всем мире заняты поиском решения данной проблемы. Недавно группа исследователей во главе с профессором Джоном Кушманом из Университета Пердью, что в штате Индиана, объявила о достижении существенного прогресса. Речь идет о сменном жидком электролите.

Дело вот о чем. Представьте себе аккумулятор с жидким электролитом — такой, например, можно встретить в любой машине с ДВС. Представьте, что этот самый электролит может сам нести в себе заряд электричества. И представьте, что электролит можно… менять!

В теории все выглядит отлично. Вы приезжаете на обычную АЗС (да-да, профессора из Университета Пердью утверждают, что можно будет переоборудовать существующие АЗС), но втыкаете в машину не один, а два шланга. Один выкачивает старый электролит, второй — заливает новый. Процесс занимает считанные минуты — немногим дольше, чем заправка машины бензином.

Вы уезжаете на заряженном электрокаре. А слитый электролит в обычном бензовозе отправляется на мини-фабрику, стоящую под ветрогенератором и с крышей из солнечных панелей — там электролит вновь заряжают и возвращают на АЗС.

Дабы заработать на своей идее, ученые из Университета Пердью основали компанию IF-battery. В качестве электролита они предлагают использовать смесь воды с «раствором на основе этилового или метилового спирта». Что еще входит в раствор, кроме спирта — не сообщается. Зато авторы проекта утверждают, что им удалось создать аккумуляторы без сепараторов — это снижает стоимость батарей и повышает их долговечность.

Вообще технических подробностей у этой идеи немного. Авторы говорят о безопасной, простой и дешевой технологии, которую, однако, еще предстоит доработать для массового применения. Для этого потребуются инвестиции, которые ученые и пытаются привлечь. Инвесторы, в свою очередь, тоже не торопятся, очевидно ожидая как минимум действующих демонстрационных образцов.

На самом деле идея со сменным электролитом не нова. На другом конце Земли, в Лихтенштейне, существует компания nanoFlowcell Holdings, которая в последние годы регулярно привозит на Женевский автосалон концепты электрокаров со сменным жидким электролитом. Выглядят эти машины с общим именем QUANT потрясающе, но пока никто не видел их в деле. Что характерно, nanoFlowcell Holdings также ищет инвесторов для реализации проекта.

Крупные автопроизводители тем временем увлечены другой идеей, а именно — водородными топливными элементами. Эта технология отработана, однако ее существенный недостаток — высокая стоимость водорода. А потому классические электрокары с заряжаемыми аккумуляторами до сих пор — самый популярный вид «чистого» транспорта.

 

Сергей Иванов
Сергей Иванов
Главный редактор
http://evmode.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *