Этапы долгого пути: Tama
Небольшой японский электрокар, без которого не было бы Infiniti и Nissan GT-R

Современный маркетинг — это лукавство. Я думаю, все было так: в преддверии запуска нового поколения электрокара Nissan Leaf ребята из маркетенгового отдела этой корпорации собрались на совещание и стали думать: что-бы такого взять из славного будущего, дабы подчеркнуть значимость настоящего. И нашли — 70-летний юбилей электрокара Tama. Написали большой пресс-релиз, разослали фотографии в редакции по всему миру. Вот только Tama — это в общем-то не Nissan. И тем более не предок электрокара Leaf. Если проследить его родство по «прямой мужской» линии, то окажется, что перед нами — много раз «пра-пра» дедушка суперкара Nissan GT-R и почти всех моделей Infiniti. Впрочем, обо всем по порядку.

Наступил 1946 год. Разбомбленная атомными бомбами Япония с разбитой войсками РККА армией оказалась оккупирована американцами. Истребители Mitsubishi Zero, еще недавно успешно сражавшиеся в небе над Тихим океаном, в большинстве своем покоились под водой. А заводы, их выпускавшие, остались на милость победителей. И тут окрыленные успехом в войне американцы совершили одну из самых известных своих ошибок.

Логика янки была на первый взгляд безупречна. Что делать с японской военной промышленностью? Просто закрыть чревато — сотни тысяч людей потеряют работу и надежду на мирное будущее, а значит могут начать партизанскую войну. Значит, надо поддержать производство в Японии чего-нибудь мирного. Например, автомобилей. А что? Пусть делают, а мы поможем.

Если бы в 1946 году кто-то сказал американцам, что японские автоконцерны уже через несколько десятилетий в конкурентной борьбе доведут американский автопром до предбанкротного состояния, его бы подняли на смех. «Да вы что, разве Toyota когда-нибудь сможет сделать автомобиль, сравнимый по качеству с Chevrolet? В жизни не слышал ничего более смешного!», — ответили бы вам. Как же горько они ошибались…

Впрочем, мы опять забежали вперед. Среди прочих концернов, истребители Mitsubishi Zero выпускала Tachikawa Airplane Company. После 1945 года делать самолеты ей запретили. А автомобили — разрешили. И небольшая группа бывших авиационных инженеров решила создать машину. Да не простую, а электрическую: с топливом в послевоенной Японии было туго, а вот электростанции работали.

Новый стартап, как бы сказали сейчас, назвали Tokyo Electric Car Company. Впрочем, название компании японцы придумали в последнюю очередь, в 1947 году, уже когда была готова собственно машина. Сам автомобиль получил имя Tama — в честь района, в котором его выпускали.

Компактная легковушка, кузов которой по современным меркам можно было бы назвать трехдверным хетчбэком с открывавшимися против движения передними дверьми — это и есть Tama. Была и версия с кузовом пикап без задних сидений и с более короткими передними дверьми. Из-за узости кузова мест в салоне было только четыре.

Электродвигатель размещался на традиционном месте для ДВС — под капотом. Создатели полагали, что топливо в стране рано или поздно появится, а значит можно будет сделать и бензиновую версию. Через пару лет так и произошло.

Аккумуляторы использовались самые обычные — свинцово-кислотные. Они располагались под днищем и легко вынимались через дверки в порогах кузова — батареи можно было менять на заряженные. Мощность мотора по современным меркам была крайне слаба — всего 4,5 л.с. На колеса крутящий момент передавался через двухступенчатую коробку передач. Максимальная скорость составляла 35 км/ч — судя по всему, разбитые послевоенные дороги Японии и не позволяли ездить заметно быстрее.

Запас хода согласно заводским данным составлял 65 км/ч. Интересно, что во время государственных испытаний Tama проехала 96 км на одном заряде — сравнимо с первым поколением Nissan Leaf в реальных условиях.

Tama удалась! Машину использовали в такси и в качестве компактного развозного грузовичка, а саму компанию вскоре переименовали в Tama Electric Car Company. Электрическое благообразие продолжалось до начала 50-х годов, когда бензин в Японии перестал быть дефицитом. И тут, увы, история японских электрокаров надолго прерывается.

На смену маленькому электромобилю создается вполне достойный седан среднего класса с бензиновым четырехцилиндровым мотором, который так и назвали — Tama Sedan. Саму компанию вновь переименовывают — сначала в Tama Motor Company, а затем в честь наследного принца (и нынешнего императора) Японии Акихито — в Prince Motor Company.

Успешный бензиновый седан заменяют на две новые модели — купе и седан Skyline и представительский седан Gloria. В 1966 году в рамках политики японских властей на укрупнение бизнеса, Prince объединяется с концерном Nissan, а две легендарные модели продолжают выпускаться уже под новым брендом.

Знаете, во что сейчас превратилось спорткупе Price Skyline? В спорткар Nissan GT-R. Седан Skyline – это Infiniti Q50. Gloria эволюционировала в Infiniti Q70. И не скажешь даже, что предком всех этих машин был маленький электрокар.

Что до Nissan Leaf – то его конструировали и конструируют инженеры из совсем иного подразделения Nissan и к Tama он по большому счету не имеет никакого отношения. Может оно и к лучшему? А то гляди и он превратился бы через пару поколений в бензинового монстра из фильмов серии «Форсаж».  

Сергей Иванов
Сергей Иванов

Главный редактор

http://evmode.ru