Лёд, ты тронулся?
Александр Орехов о господдержке электромобилей в России

moesk-ev-charging

Пока президент Путин на международном форуме по энергоэффективности агитировал за газомоторное топливо, скептически высказываясь о «ездящих на угле и мазуте» электромобилях, в правительстве Медведева начали готовить масштабную программу государственной поддержки развития электрического транспорта в России. Не думаю, что между этими фактами существует непосредственная связь – тем более что и сам Владимир Владимирович допустил, что когда-нибудь пересядет на «Теслу». Как бы то ни было, за последнее время это две главные новости, в которых слова «Россия» и «электромобили» стоят рядом – и они пришли одна за другой.

«Известия» пишут, что вице-премьер Дворкович поручил сформировать к 14 ноября межведомственную рабочую группу, которая должна будет разработать план действий по стимулированию спроса на электрокары и развитию зарядной инфраструктуры. К участию в правительственной комиссии пригласили все заинтересованные стороны: ключевые министерства, власти двух столиц – очевидных центров электромобилизации, Московский автомобильно-дорожный университет и Московский политех, госкорпорации «Ростех» (КамАЗ, АвтоВАЗ и многое другое) и «Россети» (крупнейший оператор электросетей; уже несколько лет строит зарядки, но медленно), компанию АО «ГЛОНАСС». Последнюю позвали, поскольку одним из пунктов готовящейся стратегии станет упрощение процедуры установки комплекса ЭРА-ГЛОНАСС на EV. С начала 2017 года это устройство стало обязательным в России для всех новых авто, что нанесло серьезный удар по импорту электромобилей в РФ – и без того хилому.

Судя по правительственному документу, на который ссылаются «Известия», нам обещают масштабную и всестороннюю поддержку электротранспорта. Покупателям – субсидии и специальные условия кредитования и лизинга; владельцам торгово-развлекательных центров, строящим зарядные станции – налоговые льготы; производителям… Производителей у нас пока нет, но для них тоже что-нибудь придумают. Во всяком случае, о готовности наладить серийный выпуск электрокаров ключевые игроки рынка, пусть и с осторожностью, но говорят. В легковом секторе – АвтоВАЗ, ссылающийся на родство с крупнейшим в мире производителем электромобилей – альянсом Renault-Nissan-Mitsubishi. В коммерческом – КамАЗ со своими электробусами, которые вроде бы будут готовы к конвейеру уже в 2018 году. Основных покупателей для электромобильной продукции компаний с государственным капиталом чиновники уже нашли – ими по традиции назначат бюджетные организации, которые попросту обяжут пополнять автопарки, введя минимальные квоты на EV. Впрочем, пока все это – не более чем предварительные заявления.

За 10 лет работы в автожурналистике мне пришлось написать бессчетное количество разных текстов о правительственной поддержке электрокаров в России – с подобными инициативами чиновники выступают регулярно, но, к сожалению, почти всегда всё стопорится на стадии реализации, если до неё вообще доходит дело. Просто приведу несколько фактов и цифр. С начала 2014 года в РФ обнулили пошлины на ввоз EV, и с тех пор регулярно продляли, в последний раз – до 31 августа этого года. Производители, в частности, Nissan, который обещает привезти новый Leaf, попросили снова продлить этот режим и, скорее всего, это будет сделано. Не знаю, на какой результат рассчитывало правительство, но взятая в отдельности эта мера до сих пор была малоэффективной: сейчас в стране зарегистрировано что-то около 920 электрокаров. В основном это Nissan Leaf, Mitsubishi i-MiEV и Tesla Model S. На почетном четвертом месте c долей примерно в 10% – угадаете что? Lada Ellada, выпущенная микроскопическим тиражом в 2012-2013 годах. Оставшиеся модели – это Tesla Model X, Renault Twizy и BMW i3, их совокупная доля – 5%. Причем официально продаются только два последних электромобиля: i-MiEV, ради которого, по сути, и обнуляли пошлину, ушел с рынка более года назад – правда, «Мицубиси» готова его вернуть, когда улучшится экономический климат. Итого – меньше тысячи EV. Между тем министр энергетики Александр Новак говорил о 200 тысячах к 2020 году. Далее. С 2011 года «Россети» строят в московском регионе сеть публичных зарядок МОЭСК-EV. Госкорпорация обещала, что к концу 2018 года их будет 1000 по всей стране. По факту же к настоящему времени четыре крупнейших оператора установили что-то около 200 «электрозаправок». Все прочее – частные инициативы.

Несмотря на все сказанное в предыдущем абзаце, надо признать, что предполагаемые меры поддержки электротранспорта, о которых идет речь на сей раз, действительно беспрецедентны для России. И если только не повторится история с подготовленной Минпромторгом стратегией развития автопрома до 2025 года – которую год назад в правительстве прямо назвали формальной отпиской, и текст которой дорабатывается в Минэкономразвития до сих пор – из этого может выйти что-то стоящее. Хочется верить, что лед наконец-то тронулся. Правда, власть, судя по всему, готова поддерживать лишь несуществующих отечественных производителей электрокаров и тех иностранных, что согласятся локализовать сборку в нашей стране. В отсутствие развитой зарядной инфраструктуры это тупиковый вариант, а на одних только АвтоВАЗе и КамАЗе точно далеко не уедешь. На месте чиновников я бы сделал основную ставку как раз на иностранные бренды с опытом – Tesla, Nissan, Mercedes, BMW, Volkswagen, Ford. Там, где им создают комфортные условия ведения бизнеса, они строят зарядки сами.

Александр Орехов
Александр Орехов

Редактор, соучредитель

http://evmode.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *