2 декабря в Гонконге стартует первая гонка четвертого сезона чемпионата Formula E. Это будет двойной ePrix: вторая гонка состоится уже на следующий день, в воскресенье. Так что изменилось по сравнению с прошлым сезоном и за кого болеть?
Машины
Болиды остались прежними. Революция намечена на сезон 2018-2019 годов, а пока пилотам придется сидеть в тех же гоночных электрокарах, что и раньше. На этом фоне главным изменением выглядит повышение максимальной мощности электромоторов в гонке с 170 до 180 киловатт. Напомним, вообще моторы в Formula E развивают все 200 киловатт, но эту мощь позволительно использовать лишь в режиме FanBoost.
Правила
Есть одно изменение, на наш взгляд, несколько спорное. Ключевое отличие Formula E от, например, «Формулы-1» состоит в том, что очки даются не только за позицию на финише, но и за победу в квалификации. А также за быстрый круг.
Так вот, последнее и поменяли. Очки по-прежнему начисляются, но только в том случае, если автор быстрого круга финишировал в первой десятке. Нововведение объясняется просто: быстрый круг должен показать тот пилот, который сражается за позиции. А не отстающий, который, понимая, что выбыл из борьбы, решает заработать единственное очко, выложившись всего один раз и не экономя заряда батареи.
Хорошо это или плохо — решать не нам. Но в итоге разрыв в очках между лидерами и отстающими очевидно увеличится. Что сделает гонки более предсказуемыми.
Команды и пилоты
Итак, главное! За прошедшие с момента окончания сезона 2016-2017 несколько месяцев в Formula E произошло немало изменений. Нет, Даниил Квят пока не потерял надежды найти себе место среди команд «Формулы-1» и в сторону электрических гонок не смотрит (хотя, кто знает?). Но новых лиц достаточно. Начнем с самых успешных.
Renault e.dams — 15 побед, 22 подиума, 11 поулов
Самая результативная команда в истории Formula E последний год выступает с этим названием. С сезона 2018-2019 ее переименуют в Nissan. Мол, Renault-Nissan это один альянс (там еще и Mitsubishi, и даже Lada), но французский бренд сосредоточится на «Формуле-1», а японцы, раз уж лидируют по продажам электрокаров в мире, пусть в электрических гонках и отдуваются.
Пилоты — все те же. Себастьен Буэми только невероятно неудачным стечением обстоятельств не стал чемпионом мира 2016-2017: объективно, весь сезон он был сильнее соперников. Николя Прост надежно прикрывал тылы, и продолжит делать то же самое в новом сезоне. А там, гляди, и повезет прыгнуть выше головы. В общем, на первый взгляд — вот фавориты.
Audi Sport ABT Schaeffler — 6 побед, 24 подиума, 4 поула
Слова в названии коллектива остались прежними, но поменялись местами. Отныне Audi — на первом месте. Это первая команда в Formaula E из немецкой большой тройки, но BMW и Mercedes на подходе. В прошлом году Audi были вторыми в кубке конструкторов, в этом попробуют бросить вызов Renault.
Пилотов пока менять не стали, тем более что Лукас Ди Грасси год назад каким-то совершенно невероятным способом сумел стать чемпионом. Теперь его задача куда сложнее — доказать, что тогда это была не случайность, а закономерность. Тем более что статистика играет против него: двукратных чемпионов за короткую историю Formula E еще ни разу не было.
Mahindra Racing — 1 победа, 12 подиумов, 3 поула
С индийской Mahindra — странная история. В Индии уже какой год говорят о необходимости развивать электротранспорт, да не развивают. Та же Mahindra уже четвертый год выступает в Formula E, да не совсем понятно — зачем.
Вот, правда, под конец прошлого сезона индийские болиды вдруг поехали. И даже состоялась первая победа.
Главный герой здесь — относительно молодой швед Феликс Розенквист. До прихода в Formula E он прославился как специалист по гонкам на городских трассах, в частности, выиграл Гран-при Санкт-Петербурга за рулем болида Indy Car. Правда, это был Санкт-Петербург в штате Флорида, а не российский город. Но это уже нюансы.
Напарник — все тот же Ник Хайдфельд, который в «Формуле-1» начинал с Кими Райкконеном, а закончил с Виталием Петровым. Кстати, Петров его обгонял. Почему он не в Formula E?
DS Virgin Racing — 5 побед, 13 подиумов, 6 поулов
Одна из первых заводских команд, отождествленная с французскими автомобилями DS, более известными как премиальный бренд Citroen. Собственных электрокаров DS до сих пор не выпускает, но преуспел в нише подзаряжаемых гибридов.
Сезон 2016-2017 команда провела в целом неплохо, выиграв ключевой для себя ePrix в Париже. Сэм Берд остается лидером и главным мотиватором команды. А вот напарник у него относительно новый — вместо Хосе Марии Лопеса за руль сядет Алекс Линн. Он уже водил болид Formula E во время прошлого ePrix Нью-Йорка и даже заработал тогда три очка.
Techeetah — 1 победа, 7 подиумов, 0 поулов
Сразу ответим на главный вопрос: название произносится как «Та-Чи-Та». Это китайская команда, которая провела в Formula E первый и весьма успешный сезон. Никакого автопроизводителя за Techeetah не стоит – только китайский медиабизнес.
Главный пилот — бывший партнер Даниила Квята по команде Toro Rosso Жан-Эрик Вернь. А вот напарник у него новый — 36-летний немец Андре Лоттерер. Он знаменит тем, что в составе Audi трижды выигрывал в 24 часах Ле-Мана. Впрочем, по части формульных успехов Лоттерер уступает Верню.
NIO Formula E Team — 2 победы, 5 подиумов, 2 поула
Раньше эта команда называлась Next EV и, ни много ни мало, выиграла первый сезон в Formula E. Два следующих сезона, правда, прошли не так успешно. Что же, четвертая попытка. Кстати, если вы не в курсе, NIO — это китайский проиводитель электрокаров, который стремится делать самые быстрые электромобили в мире. И на уровне прототипов выглядит даже весьма убедительно.
Главная новость по части гонщиков: чемпион сезона 2014-2015 Нельсон Пике-младший покинул команду. На его место пришел немолодой уже итальянец Лука Филиппи, который еще в 2007 году пытался попасть в «Формулу-1». Его напарник — по-прежнему Оливер Терви.
MS+AD Andretti Racing — 0 побед, 5 подиумов, 3 поула
Название команды Andretti в очередной раз немного поменялось — теперь в честь японской страховой группы MS+AD, ставшей титульным спонсором. И это не последнее изменение — в следующем сезоне к имени добавится… BMW.
Спонсор — не единственное, что будет в новом сезоне у Andretti из Японии. Новый пилот — знакомый поклонникам «Формулы-1» Камуи Кобаяси. В 2010 году он уже, к слову, выступал на болиде с буквами BMW в названии — за команду BMW Sauber F1.
Второй пилот — Антониу Феликс Да Кошта, который в прошлом сезоне уже выступал за эту команду Formula E. Кстати, это не полное его имя, в паспорте оно длиннее примерно вдвое.
Dragon Racing — 2 победы, 8 подиумов, 2 поула
Faraday Future все. Ой! Ну, по крайней мере, в Formula E. Отныне коллектив Faraday Future Dragon Racing стал просто Dragon. Однако покидать чемпионат калифорнийская команда не планирует: кто знает, может скоро к названию добавится имя Mercedes, Audi, Porsche или… Lucid!
С прошлого года в команде остался Жером Д’Амброзио. Его напарником стал дебютант серии Нил Джани — опытный швейцарец, который в 2016 году за рулем Porsche выиграл гонку на выносливость 24 часа Ле-Мана.
Venturi — 0 побед, 2 подиума, 1 поул
Компания Venturi существует аж с 1984 года. Она базируется в Монако, хотя считается французской. За прошедшие годы Venturi выпустила несколько мелкосерийных спорткаров, а в 2016 году разогнала свой ракетоподобный электрический прототип до 550 км/ч — рекорд скорости для электрокаров.
Команда Venturi выступает не слишком успешно, но стабильно. В новом сезоне свое место в болиде сохранил Маро Энгель. А вот его прежнего напарника Томаса Диллмана сменил швейцарец Эдоардо Мортара — чемпион евросерии Formula3 2010 года, до последнего времени гонявшийся в DTM.
Panasonic Jaguar Racing — 0 побед, 0 подиумов, 0 поулов
Jaguar стал первым крупным премиальным автопроизводителем, прешедшим в Formula E. Увы, дебютный прошлый сезон оказался неудачным: команда заняла последнее место в кубке конструкторов, заработав за сезон лишь 27 очков.
Впрочем, британцы не сдаются: новый сезон и новые надежды на помощь со стороны Williams в конструировании гоночной машины, а также новый лидер — чемпион первого сезона Formula E и бывший гонщик «Формулы-1» Нельсон Пике-младший.
Его партнером по-прежнему будет Митч Эванс, который в прошлом сезоне выступал заметно увереннее своего напарника Адама Кэрролла.
Итоги чемпионата мира 2016-2017 в классе Formula E
Позиция | Гонщик | Команда | Очки |
---|---|---|---|
1 | Лукас ди Грасси | Abt Schaeffler Audi Sport | 181 |
2 | Себастьен Буэми | e.dams Renault | 157 |
3 | Феликс Розенквист | Mahindra Racing | 127 |
4 | Сэм Берд | DS Virgin Racing | 122 |
5 | Жан-Эрик Вернь | Techeetah Renault | 117 |
6 | Николя Прост | e.dams Renault | 93 |
7 | Ник Хайдфельд | Mahindra Racing | 88 |
8 | Даниэль Абт | Abt Schaeffler Audi Sport | 67 |
9 | Хосе Мария Лопес | DS Virgin Racing | 65 |
10 | Стефан Сарразен | Techeetah Renault | 36 |
11 | Нельсон Пике младший | NextEV | 33 |
12 | Оливер Терви | NextEV | 26 |
13 | Робин Фряйнс | Andretti | 24 |
14 | Митч Эванс | Jaguar Panasoniс | 22 |
15 | Луис Дюваль | Faraday Future Dragon Racingc | 20 |
16 | Пьер Госли | e.dams Renault | 18 |
17 | Маро Энгель | Venturi | 16 |
18 | Жером Д'Амброзио | Faraday Future Dragon Racing | 13 |
19 | Томас Диллман | Venturi | 12 |
20 | Антонио Феликс Да Кошта | Andretti | 10 |
21 | Адам Кэролл | Jaguar Panasonic | 5 |
22 | Эстебан Гутьеррес | Techeetah Renault | 5 |
23 | Алекс Линн | DS Virgin Racing | 3 |
Итоги чемпиоанат Formula E 2016-2017 в Кубке конструкторов
Позиция | Команда | Очки |
---|---|---|
1 | e.dams Renault | 268 |
2 | Abt Schaeffler Audi Sport | 248 |
3 | Mahindra Racing | 215 |
4 | DS Virgin Racing | 190 |
5 | Techeetah | 156 |
6 | NextEV | 59 |
7 | Andretti | 34 |
8 | Faraday Future Dragon Racing | 33 |
9 | Venturi | 30 |
10 | Jaguar Panasonic | 27 |