Где твоя тачка, чувак?
Илон Маск отправил Tesla в космос

Вообще-то мы тут пишем про электромобили. Ну, еще про гибриды, но это от безрыбья – электромобилей все еще недостаточно, чтобы писать только о них. Тем более, делать тест-драйвы машин, официально продающихся в России. Вот и приходится обкатывать гибриды.

Впрочем, я отвлекся. Сейчас я расскажу вам о… ракете! Тут, как ни крути, главная общечеловеческая новость последних дней — относительно успешный полет в космос электрокара Tesla Roadster с помощью сверхтяжелой ракеты SpaceX Falcon Heavy. У Tesla и SpaceX, если вы не знали, много общего — обе компании управляются и преимущественно принадлежат Илону Маску.

В ночь с 6 на 7 февраля 2018 года SpaceX впервые запустила ракету Falcon Heavy. Это был испытательный полет, в котором в качестве балласта использовался личный автомобиль Илона Маска – Tesla Roadster первого поколения. Да-да, Маск запустил в космос машину с манекеном в скафандре за рулем.

Так что вообще представляет из себя Falcon Heavy? И почему это так важно?

Начнем с простого. На сегодняшний день это единственная летающая ракета, способная добраться до Марса. Все остальные серийные ракеты летают на земную орбиту. Теоретически, на тот же подвиг были способны американские ракеты-носители серии «Сатурн», что уже отвезли людей на Луну, но из существующих — только Falcon Heavy.

Это самая мощная из существующих ракет. Да, «Сатурны» были мощнее. Советский комплекс «Буран-Энергия» был мощнее. Но и тот, и другой — в прошлом. А остальные конкуренты — в будущем. Настоящее — только Falcon Heavy.

Конструкция, на первый взгляд, традиционна. В ее основе — модульная структура, в которой элементы тиражируются. В Falcon Heavy используется двигатель Merlin — в самой SpaceX признают, что он сконструирован на тех же принципах, что и двигатели «Сатурна».

У ракеты официально две ступени, хотя тут вопрос — как именно считать. При старте включаются три разгонных блока — центральный и два боковых. Они идентичны первой ступени ракеты Falcon 9, просто их три, а не одна. В каждом блоке установлено по 9 двигателей Merlin, так что максимальная тяга обеспечивается 27 двигателями.

Однако, сразу после старта центральный блок выключается и разгон продолжается двумя боковыми «бустерами». Израсходовав свое горючее, они отделяются от ракеты, а центральный разгонный блок, напротив, возобновляет работу. Формально это все еще считается работой первой ступени, хотя по сути центральный разгонный блок выполняет роль уже второй.

Затем и центральный бустер, израсходовав горючее, отделяется от ракеты. В ход вступает последняя, официально — вторая ступень. У нее всего один тяговый двигатель Merlin, но к этому моменту сопротивление земной атмосферы уже преодолено, значительная скорость набрана, а главное — масса ракеты после отделения трех тяжелых носителей существенно снизилась.

Наконец, и третья вторая ступень завершает свою работу, отделяется от космического корабля, и тот остается один на один с космосом. В нашем случае роль космического корабля выполняет — да-да, именно Tesla.

Так в чем же уникальность Falcon Heavy и прочей продукции SpaceX на фоне других космических ракет? Ведь по тому (или примерно по тому) же принципу работают все космические ракеты, начиная с «Востока», на котором свой первый полет совершил Юрий Гагарин?

Отличия есть как в «железе», так и в «софте». Начнем с первого. Двигатель Merlin хоть и работает на ракетном керосине и жидком кислороде (как и большинство российских ракет), существенно отличается от них тем, что работает он не в полную мощность.

Тут дело вот в чем. Моторы, например, «Протонов» – это как двигатели болидов «Формулы-1». Они рассчитаны на режим «газ в пол». Понятно, что ресурс в таких условиях будет небольшим. Но и нестрашно, так как «Протон» – ракета одноразовая (опять же, как двигатели гоночных болидов).

Merlin тоже может работать «газ в пол», но обычно этого не происходит. Это двигатель от спортивного, но не гоночного автомобиля, рассчитанного на каждодневную езду. Благодаря этому, во-первых, «Мерлины» – многоразовые, их ресурс больше. А во-вторых, в случае отказа одного или даже нескольких «Мерлинов» у первой ступени Falcon остальные просто начинают работать в большую мощность — и ракета продолжает выполнять свою миссию.

Второе принципиальное отличие ракет Falcon от любых других — это софт. Первые ступени этих ракет — многоразовые. Пожалуй, одним из самых зрелищных моментов при запуске Tesla в космос была синхронная посадка двух боковых бустеров на космодром во Флориде.

Этот «автопилот» написали программисты SpaceX — и это вообще отличительный подход Илона Маска. Мы видим это и по Tesla — среди сотрудников автомобильной компании процент программистов зашкаливает. Собственно, и сам Маск, изначально, программист.

Ракета на просто проектируется на компьютере. Она и управляется компьютером. Ракета становится многоразовой, и стоимость ее запуска от этого снижается. Falcon Heavy — не просто единственный способ отправить что-то к Марсу, но и самый дешевый вариант это провернуть.

Да, пока у программистов Falcon Heavy не все получается. Третий разгонный блок проработал чуть больше положенного, и теперь Tesla пролетит мимо Марса и отправится дальше — в район пояса астероидов, где останется навсегда вращаться вокруг Солнца.

Быть может именно поэтому третьему разгонному блоку не хватило топлива на то, чтобы достаточно снизить скорость, и он не смог приземлиться (точнее, приводниться) на плавающую платформу, куда его и собирались сажать — рухнул в воду на расстоянии 90 метров от цели.

Однако, надо понимать, что это был именно тестовый пуск, с которыми далеко не всегда все бывает гладко. Скажем, советская сверхтяжелая ракета Н1 так и вовсе ни разу успешно не стартовала (что не умаляет мастерства наших конструкторов и, к слову, программистов — именно мы первыми посадили космический корабль «Буран» в полностью автоматическом режиме).

В любом случае, как сказал мне один российский ракетный конструктор: «Ты, главное, не пиши эту чушь про убытки Tesla и SpaceX, а то наши СМИ уже взялись писать в таком ключе. Это не убытки — это инвестиции в новые технологии. Они сейчас учатся делать то, чего мы не умеем. И, конечно, тратят на это деньги. Мы же продолжаем работать на технологиях 60-х годов ХХ века».

И все же, надо признать, что полет Tesla в космос — это очень хорошая новость для всего человечества. SpaceX — вне гонки вооружений. Это не успех «потенциального противника». Это успех международной команды космических энтузиастов, которые, кажется, реально собрались на Марс.

Вы заметили, кстати, что все, что делает Маск, пригодно для Марса? Электромобилям не нужен кислород, которого в атмосфере Красной планеты практически нет. Местные поселения наверняка будут связаны тоннелями — привет, The Boring Company. Электроэнергию придется брать от солнечных батарей — их делает купленная «Теслой» компания SolarCity.

Иными словами, Илон Маск всего лишь реализует свою детскую мечту — встретить старость с видом на красный закат на соседней планете. Вот только один вопрос — зачем ему огнемет?

Сергей Иванов
Сергей Иванов
Главный редактор
http://evmode.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *