Следите за нашими материалами в Telegram

Технический глава Nissan: разработка твердотельных аккумуляторов пока в зачаточном состоянии
В компании не верят, что кому-либо удастся построить хотя бы ходовой прототип электромобиля с новыми батареями раньше 2025 года

Takao Asami Nissan

Мы ждали десятилетиями. Примерно с 30-х годов XX века электромобили исчезли с дорог, переместившись на выставки технологий будущего. Нам показывали прототипы таких машин и обещали: когда-нибудь человечество станет передвигаться на электрокарах.

И дождались! Серийные электромобили – это настоящее, и их много. Правда, пока не в России — здесь подобная техника все еще экзотична. В чем дело? В аккумуляторах. Нынешние литий-ионные элементы питания, во-первых, дороги, а во-вторых – чувствительны к холодному климату.

Что же? Все пропало?! Не совсем. Технологии аккумуляторов совершенствуются, недостатки устраняются. Тема позитивных новостей последних лет — твердотельные элементы питания. Они вмещают больший заряд и не боятся холодов. Кто-то даже обещает сделать их существенно дешевле. Так что, прорыв близок? Увы, есть и альтернативная точка зрения.

Вице-президент концерна Nissan по разработке новых технологий Такао Асами в интервью Automotive News выразил скептицизм относительно скорого развития технологии твердотельных аккумуляторов. По его словам, создание серийных электромобилей с такими батареями во всем мире находится «на нулевой ступени», то есть по сути еще даже не началось.

Господин Асами признал, что твердотельные аккумуляторы уже существуют и показывают обнадеживающие характеристики, но «только в лабораториях». По его словам, эти базовые элементы питания еще предстоит собрать в емкие батареи и придумать, как разместить их в электрокаре. Решение данной задачи потребует совершения нескольких прорывных открытий.

Потому Асами считает, что создать первый ходовой образец электрокара с твердотельными аккумуляторами у кого-либо получится не раньше середины следующего десятилетия, а серийное производство станет возможно еще позже. Кроме того, пока себестоимость производства твердотельных аккумуляторов представляется более высокой.

Сейчас в большинстве электрокаров используются литий-ионные аккумуляторы с жидким (гелеобразным) электролитом. Такая технология несовершенна: равномерность структуры электролита сложно поддерживать, из-за чего емкость батарей оказывается ниже эталонной, элементы питания нагреваются (и требуют системы охлаждения), а кроме того, эффективность таких аккумуляторов сильно снижается в холодном климате.

В твердотельных аккумуляторах электролит — твердый, а значит, все описанные выше проблемы отпадают. Однако, по словам Асами, потенциал текущих литий-ионных батарей также далеко не исчерпан. Nissan видит возможность для создания еще двух поколения традиционных литий-ионных батарей, которые будут совершеннее нынешних. И лишь потом он задумается об их замене на что-то принципиально иное.

Заявление Такао Асами идет в разрез с мнениями других автоконцернов, которые, по крайней мере – на словах, делают ставку именно на прорыв в технологии твердотельных аккумуляторов. Так, Toyota намерена выпустить серийный электрокар с такими батареями чуть ли не в 2020 году, соответствующие разработки также ведут Honda и Volkswagen. Впрочем, надо заметить, что все эти заявления, как правило, звучат из уст компаний, которые на рынке электрокаров пока играют роль догоняющих. Nissan, в отличие от них, лидирует по продажам электромобилей в мире, а кроме того, эта компания недавно заявила, что стала первым автоконцерном, который продает электромобили с прибылью.

Нюанс, впрочем, заключается в том, что, согласно последним зимним тестам, проведенным норвежскими автомобилистами, именно батарея электрокара Nissan Leaf показывает себя хуже, чем литий-ионные аккумуляторы конкурентов. Потому слова господина Асами о «новых, более совершенных поколениях литий-ионных аккумуляторов» звучат как нельзя актуально.

Тем более что и планы у Nissan грандиозные: к концу 2022 финансового года (наступит 31 марта 2023 года) выпустить 8 новых электрокаров, довести годовые продажи электромобилей до 500 тысяч и электрифицировать половину всего модельного ряда Infiniti. Быть может, и без твердотельных батарей пока обойдемся?

Сергей Иванов
Сергей Иванов
Главный редактор
http://evmode.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *