Следите за нашими материалами в Telegram

Tesla в 2018-м: рекордная выручка, рост убытков, новые планы и обещание производственной революции
Главный производитель электрокаров отчитался перед инвесторами

Компания Tesla отчиталась перед акционерами и потенциальными инвесторами о своих достижениях за первый квартал 2018 года и ответила на самые важные для них вопросы. Традиционно, именно этот весенний отчет показателен с точки зрения того, что в текущем году действительно удастся сделать, а что идет не так. Так случилось и в этот раз.

Деньги
Выручка компании вновь увеличилась. И это неудивительно, учитывая растущие продажи. Так, за три месяца компания получила от клиентов 3,4 миллиарда долларов по сравнению с 2,7 миллиардами годом ранее. Интересно распределение доходов. Так, выручка от продаж автомобилей выросла не столь существенно, а от их лизинга и вовсе сократилась. Зато поступления от бизнеса по производству солнечных батарей и стационарных накопителей электричества возросла почти вдвое – с 214 до 410 миллионов долларов.

Говорим «Tesla», подразумеваем «убытки». К сожалению, здесь ничего не изменилось. Первые три месяца принесли компании убыток в размере 785 миллионов долларов — сравните с 397 миллионами годом ранее. Впрочем, Tesla никогда и не скрывала, что ее цель сейчас — инвестировать в новые технологии и производство, именно этими вложениями и объясняется убыточность бизнеса: фактически инвесторы вместо прибыли получают новые заводы.

Из положительных моментов — наличие свободных 2,7 миллиардов долларов, из которых можно не только покрыть существующие и будущие убытки, но и оплатить дальнейшее развитие — по крайней мере, на какое-то время. К слову, рынок неоднозначно оценил вышеперечисленные показатели: сначала акции компании продемонстрировали незначительный рост, затем упали на 4% и под конец дня вновь стали расти.

Model 3
С младшей моделью у Tesla не задалось с самого начала. А именно с имени. Машину планировали назвать Model E, дабы весь буквенный модельный ряд выстраивался в слово SEXY. Но имя Model E оказалось зарезервировано компанией Ford. Переименовали в «трешку», вовремя отрапортовали о запуске производства, а дальше началось то, что Илон Маск назвал «производственным адом».

tesla-model-3
Tesla Model 3

Дело в том, что у компании никак не получается отработать технологию сборки батарей из аккумуляторных элементов. Иными словами — научиться быстро, дешево и качественно объединять множество пальчиковых батарей в единую электросистему. Оказалось, что существующее в мире оборудование с этим не справляется. Ручной труд долог и нерационален. Остается разрабатывать роботы самостоятельно.

Именно такого конвейерного робота сейчас готовит бывшая немецкая фирма Grohmann Engineering, купленная «Теслой» осенью 2016 года. Когда он приедет в Америку — не говорится, но Маск уверяет, что на показатель в 5000 тысяч машин в неделю компания намерена выйти еще раньше, используя другие технологии.

К слову, изначально рубеж в 5000 тысяч машин в неделю должен был быть взят еще в декабре 2017 года. Однако до сих пор лучший результат Tesla — 2270 машин в неделю в середине апреля.

Model Y
Четвертая легковая модель Tesla появится в 2020 году и не повторит ошибок с Model 3 — по крайней мере, таковы планы Маска. Он пообещал ни много ни мало производственную революцию. Что это будет?

Во-первых, новый завод. С его локацией компания определится до конца года. Не совсем понятно, идет ли речь о давно намеченном предприятии в Китае или о какой-то новой фабрике. Не исключено, что заводов таким образом будет два.

Tesla Model Y teaser
Tesla Model Y teaser

Второе — машина, вероятнее всего, будет построена на новой платформе, а не на базе неудачной (с точки зрения производства) Model 3. Собственно, владелец Tesla давно мечтает о том, чтобы кардинально уменьшить вольтаж электросистемы (повысив соответственно силу тока). Тогда литий-ионные аккумуляторы можно было бы объединять в блоки с меньшим числом элементов питания. Простыми словами — вместо множества тоненьких проводов в машине можно было бы использовать лишь несколько толстых кабелей. Прокладывать последние, очевидно, быстрее и удобнее.

Сокращение вольтажа, однако, потребует использования принципиально иных бортовых зарядных устройств и прочих преобразователей тока, не говоря уже об иных электромоторах. В общем, задача для инженеров нетривиальная, и пока не ясно, удастся ли ее решить.

Tesla Semi
Грузовик, показанный прошлой осенью, все еще проходит испытания. Но результаты обнадеживают. Так, по словам Маска, запас хода в реальных условиях оказался лучше расчетного. Если изначально планировалось, что грузовик сможет проезжать до 800 км на одном заряде, то теперь — уже 965 км!

tesla-semi

Верить?
Надавав очередную порцию обещаний, Илон Маск поставил вопрос — а теперь-то пора им верить или опять через квартал все поменяется?

Ответ на самом деле очевиден — не верить. И вот почему.

Крупномасштабное производство современных электромобилей — это то, что никто еще не делал. В реализации данного проекта конструкторам и инженерам приходится решать конкретные технические задачи. И более того — совершать научные открытия.

Раздавая обещания, Маск исходит из того, что эти решения будут найдены, а открытия сделаны. И действительно, команде Tesla до сих пор это удавалось. Только не всегда вовремя. Пример с постройкой робота для сборки батареи Model 3 – яркое тому доказательство.

Поди туда, не знаю куда, и принеси то, не знаю что. И сделай это вовремя. Увы, так бывает только в сказках. И хотя вся судьба Tesla и Илона Маска действительно похожа на сказку, его слова все же надо делить — коэффициент выбирайте сами. Это не хорошо и не плохо — это просто так.

Сергей Иванов
Сергей Иванов
Главный редактор
http://evmode.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *