Вы помните о компании Faraday Future? Похоже, пора вспомнить — она ожила! И возможно даже выпустит свои электрокары. Причем первые машины появятся в самом скором времени. Впрочем, давайте сначала напомним вам и себе — с чего все начиналось.
В самом начале 2017 года, как раз когда мы запускали сайт EVmode.ru, с этим стартапом было связано немало новостей. В январе того года разработчики представили свою первую модель — кроссовер FF 91, который на тот момент обещал стать чуть ли не самым быстрым электромобилем в мире. Шутка ли — разгон с 0 до 96 км/ч за 2,39 секунды!
Планов было много: построить на китайские деньги завод в Неваде и начать там производство электромобилей уже в 2018 году, тем самым ворвавшись в гонку с Tesla раньше, чем нерасторопные традиционные автопроизводители. И что же?
Для начала, давайте поймем, кто это вообще такие — Faraday Future. Формально компания зарегистрирована в Калифорнии, однако на деле именно американского в ней не так много. Ключевыми менеджерами стартапа на первом этапе были немцы, выходцы из BMW i. Да и в целом команда получилась интернациональной. Оплачивал банкет китайский предприниматель, создатель диджитал-империи LeEco Цзя Юэтин. Он в то недавнее время был на пике славы и гордо именовался китайским Стивом Джобсом.
Для Цзя Юэтина это была не единственная попытка подвинуть с электрического олимпа Илона Маска. Во-первых, китайцы хотели создать электромобиль собственно в Китае под родным брендом LeEco, во-вторых, Цзя Юэтин также инвестировал в другой калифорнийский стартап — Lucid Motors, так что Faraday Future стала, как минимум, лишь третьей компанией в этом списке, однако, как стало ясно позже — основной.
Так вот, начиналось все амбициозно и вроде бы даже неплохо. За первые 36 часов количество желающих купить кроссовер перевалило за 60 тысяч (благо, вносить предоплату было не обязательно). Машина действительно была способна ездить и даже приняла участие в прошлогодней гонке на Пайкс-Пик — той самой, в которой в этом году другой электрокар, Volkswagen I.D. R, установил абсолютный рекорд трассы. Год назад же FF 91 показал время лучше, чем у легковой Tesla Model S, что само по себе — достижение. Результат, правда, не зачли, так как машина хоть и была идентична серийной, таковой не являлась. Не является она ей и сейчас. Вот почему.
На волне успехов Цзя Юэтин совершил главную ошибку бизнесменов — начал действовать все рискованней, привлекая заемные средства для финансирования роста основного бизнеса. И… просчитался. У LeEco начались серьезные проблемы — сейчас глава компании официально зачислен правительством КНР в государственный список должников. О развитии какого-либо бизнеса на китайские деньги пришлось забыть.
Не стало инвестиций и для Faraday Future. От строительства завода в Китае пришлось отказаться. Те самые немцы, что управляли стартапом, ушли и основали собственный подобный проект — Evelozcity. И даже нарвались на иск со стороны Faraday Future по поводу якобы имевшей место кражи интеллектуальной собственности.
Поиски инвестиций напоминали затыкание дыр — кое-как удавалось найти хоть сколько то, чтобы продолжать вялотекущее существование. В конце 2017 года компания арендовала заброшенную фабрику в Калифорнии — но даже не автомобильную, а… в общем, когда-то там выпускали шины, а в последнее время планировали организовать вертикальную ферму для выращивания марихуаны. В лечебных целях. В общем, речь о здании, которое, кроме Faraday Future и производителей наркотиков, никого больше не интересовало.
В конце прошлого года стало известно, что Цзя Юэтин передал 45% акций Faraday Future в некий управляемый им же фонд Season Smart Limited. Целью этой операции стало привлечение инвестиций в размере 2 миллиардов долларов путем продажи акций этого самого Season Smart Limited. И вот теперь стало ясно — сделка состоялась, Faraday Future получит свои доллары.
Покупателем, которому теперь принадлежит крупнейшая доля в Future Faraday, выступила компания Evergrande Health — зарегистрированная в Гонконге «дочка» Evergrande Group. Последняя — одна из крупнейших в Китае частных девелоперских контор, которая занимает 338 место в списке крупнейших корпораций в мире. Ее основатель и владелец — Ху Цзяинь, входящий в тройку богатейших людей Китая.
Сделка считается закрытой, так как антимонопольные власти США на днях одобрили инвестиции в размере 2 миллиардов долларов со стороны китайского бизнеса. Правда, автопроизводитель получит эту сумму не сразу и не факт, что всю целиком.
Дело в том, что собственно 45% акций было куплено у самого Цзя Юэтина за 860 миллионов, и не исключено, что как минимум часть этой суммы может быть потрачена на погашение китайских долгов LeEco. Далее соглашение предусматривает еще два транша инвестиций: по 600 миллионов в 2019-м и 2020-м годах. Эти деньги точно пойдут на организацию производства. Однако для конкуренции с Tesla таких сумм явно недостаточно. Для сравнения, 600 миллионов — это примерно столько, сколько сама Tesla тратит на развитие в квартал!
Тем не менее, в Faraday Future полны решимости все же выпустить первые товарные машины до конца 2018 года — на той самой шинной фабрике. Очевидно, что это будет ручное производство, а его объемы не сравнятся с той же Tesla. Однако от того, удастся ли это сделать и какой будет реакция покупателей на товарные FF 91, зависит главное — сумеет ли стартап убедить инвесторов вложить в него дополнительные средства. Если да — у молодого автопроизводителя есть шанс.
Наконец, это, возможно, последний шанс и для Цзя Юэтина. Он убедил других акционеров назначить себя гендиректором Future Faraday, а значит — оставил свои проблемные китайские активы и решил начать новую жизнь в Америке. Даже имя сменил на американский манер на Вай Ти — YT. Быть может, стать ему еще вторым — если не Стивом Джобсом, то Илоном Маском.