Следите за нашими материалами в Telegram

Кто такой Rivian, или Неужели у Tesla появился первый реальный соперник?
В США громко заявил о себе новый производитель электрокаров

Rivian R1T

За пару дней до официального открытия автосалона в Лос-Анджелесе малоизвестная компания Rivian представила свой первый электромобиль — пикап R1T. Сегодня, ближе к вечеру по Москве, покажут и соплатформенный внедорожник R1S — как только это произойдет, мы дополним данную статью ссылкой внизу. Однако уже сейчас ясно, что обе эти машины превосходят по ключевым характеристикам электромобили Tesla. Более того, в отличие от многих стартапов с голословными обещаниями, у Rivian уже есть собственный завод для производства электромобилей, команда первоклассных специалистов, инвестиции и даже свой Илон Маск. Так неужели все так серьезно?

Автомобиль

Первая модель Rivian называется R1T, и это — электрический пикап. Первое, что в нем поражает — емкость тяговых батарей. На выбор — блоки из пальчиковых аккумуляторов стандарта 21700 на 105, 135 или 180 киловатт-часов. Для сравнения, у кроссовера Tesla Model X максимальная емкость батареи составляет 100 киловатт-часов.

Вне зависимости от батареи все пикапы оснащены четырьмя электромоторами мощностью 200 л.с. каждый. Но вот их реальная совокупная отдача варьируется в зависимости от блока аккумуляторов. Что интересно, самая дальнобойная версия не является самой динамичной. Блок на 180 киловатт-часов, очевидно, и самый тяжелый, а потому машину нарочно не стали делать самой быстрой — все равно не получится. Такой R1T развивает 710 л.с. и разгоняется до 96 км/ч (60 миль в час) за «долгие» 3,2 секунды! Зато на одном заряде батарей он может проехать более 400 миль, а это 643 километра!

Версия со 135-киловаттной батареей и мощнее, и быстрее! Ее мощность — 765 л.с., разгон до 96 км/ч занимает менее 3 секунд. Зато пожертвовали запасом хода — опять же, «всего» не менее 300 миль или 482 километра.

Наконец, младшая 105-киловаттная версия на фоне старших братьев, можно сказать, и не едет вообще: до 96 км/ч 410-сильный пикап разгоняется медленно, как Jaguar I-Pace — за 4,9 секунды. Да и запас хода мал, как у Tesla Model 3 в базовом исполнении — 370 километров или чуть больше.

Существенным недостатком R1T на фоне Tesla Model X является худшая аэродинамика — потому при массивных аккумуляторах преимущество по запасу хода и не столь заметно. Объясняется это просто: обтекаемость принесена в жертву проходимости. Пневмоподвеска варьирует дорожный просвет в диапазоне от 20 до 36 см. Это не так экстремально , как у электрического пикапа Bollinger, но больше, чем у большинства бензиновых одноклассников. Rivian — это действительно проходимый электромобиль.

Обсуждать дизайн не будем — он виден на фото. Обратим внимание на одну особенность — необычные багажные отсеки. Помимо собственно кузова пикапа, у Rivian есть еще две емкости. Типичный для электрокара передний багажник на 330 литров и 350-литровая ниша между кабиной и кузовом — туда, по уверению создателей, будет удобно класть горные лыжи и сноуборды. Кроме того, край ниши можно использовать как ступеньку при размещении поклажи в кузове или на крыше пикапа.

Один из очевидных, на первый взгляд, недостатков Rivian касается автопилота. На автомобиль предустановлено оборудование, допускающее автопилот третьего уровня: это когда машина уверенно самостоятельно едет по крупным шоссе. В Tesla уже сейчас ставится оборудование для автопилота высшего, пятого уровня, позволяющее машине ездить вообще без водителя. Но есть нюанс! Программное обеспечение Tesla пока поддерживает лишь автопилот второго уровня, и когда программисты напишут софт хотя бы для третьего — не очень понятно. Иными словами, в Rivian решили не наращивать, как в Tesla, отставание софта от харда, а развивать их более-менее равномерно.

Теперь — самое главное. Цена R1T составит всего 61 500 долларов. Честно говоря, мы долго ломали голову над тем, как можно сделать большой электрический пикап таким дешевым. И вот к каким мыслям пришли.

Во-первых, вероятнее всего, столько будет стоить 105-киловаттная версия, которая поступит в продажу годом позже. Во-вторых, эта сумма уже предусматривает федеральный налоговый вычет, полагающийся покупателям электромобилей. Сейчас он составляет 7,5 тысяч долларов, но каким он будет к моменту выхода базового R1T — опять же неизвестно. Наконец, в третьих R1T — это пикап, то есть с точки зрения американских законов он является сельхозтехникой и подпадает под программы поддержки фермеров. То есть ему полагаются дополнительные льготы, благодаря которым пикапы в США традиционно на четверть дешевле аналогичных внедорожников.

Ну ладно, а где делать-то будут?

В городе Нормал, штат Иллинойс. Там было заброшенное предприятие Mitsubishi, которое являлось занозой для местной администрации — пространство занимало, рабочих мест не создавало. Поэтому, когда Rivian купил завод, власти пообещали оказывать всю возможную поддержку для организации там производства.

Вообще у Rivian, помимо завода, есть уже четыре исследовательских центра, включая один в Великобритании. Всего штат компании сейчас насчитывает 600 человек, причем примерно 150 из них были наняты в 2018 году.

Да кто все эти люди?

Илоном Маском в Rivian выступает Ар Джей (Роберт Джозеф) Скэриндж. Его официальная биография… хм… слишком официальная, а другой почти что и нет. Скэриндж вырос во Флориде и в подростковом возрасте увлекался двумя вещами: активным отдыхом на природе и работой в мастерской по реставрации старых Porsche. И, если верить корпоративной легенде, уже тогда он стал мечтать построить машины для активного отдыха без ущерба окружающей среде.

Далее Скэриндж получил великолепное техническое образование, окончив, в том числе, знаменитый Массачусетский технический университет, где защитил докторскую степень по физике. Как молодой ученый он даже выиграл конкурс, проводившийся администрацией президента Обамы. И в 2009 году… основал Rivian.

Скэриндж — относительно молодой человек, в январе 2019 года ему исполняется всего 36 лет. И нам не удалось найти сведений о том, чтобы до Rivian он построил какую-либо существенную карьеру. С другой стороны, основатель компании Rimac, выпускающей самые быстрые электрические автомобили в мире, Мате Римац младше Скэринджа аж на пять лет, и это не помешало ему построить электрокар, опережающий любую машину с ДВС.

Самая очевидная для нас заслуга Скэринджа — это собранная им команда. Так, главный инженер Rivian Марк Виннелс до этого конструировал все современные дорожные суперкары McLaren, начиная с MP4-12C и заканчивая 720S.

Бывший бос Виннелса, Энтони Шериф был в прошлом управляющим директором в McLaren и собственно создал производство дорожных суперкаров этой марки — ранее компания занималась преимущественно гоночными машинами. Теперь он член совета директоров Rivian.

Главный дизайнер Rivian Джеф Хаммуд рисовал автомобили марки Jeep, в том числе — последние Grand Cherokee и Wrangler. Его боссом в концерне Crhysler был легендарный дизайнер Том Гейл, автор таких машин как Dodge Viper, Chrysler LH и оригинального пикапа Ddoge Ram. Гейл теперь тоже член совета директоров Rivian.

За организацию производства отвечает Мэтт Тол — бывший директор завода AM General, где выпускали автомобили Hummer и Mercedes R-Class. По совпадению, сам завод AM General сейчас переоснащается под выпуск других электрокаров — марки SF Motors.

В общем, команда у Скэринджа есть.

А деньги?

За 2018 год Rivian смог привлечь инвестиции в размере около полумиллиарда долларов США. По меркам индустрии это не очень много, но на ближайшее время должно хватить.

На самом деле тут есть два варианта. Либо сам Скэриндж является наследником огромного состояния (но такой информации нам найти не удалось), либо компания для того и представляет сейчас электрические пикап и внедорожник, чтобы инвесторы могли оценить потенциал и выстроились в очередь с целью профинансировать проект.

Второй вариант выглядит более правдоподобно и, честно говоря, пока демонстрация возможностей нового стартапа действительно выглядит многообещающей. С другой стороны, сам Илон Маск не раз говорил, что из всех автомобильных стартапов в истории США выжили только две компании — Ford и Tesla. Остальные разорились и отошли кредиторам.

И хотя история Rivian выглядит совершенно фантастически, нам хочется верить, что им удастся стать третьими. Мы также верим, что рынок электромобилей растет опережающими темпами и новая компания не является угрозой для Tesla — места хватит всем.

P.S.
В Rivian осторожны, и не обещают начать производство раньше конца 2020 года. Однако предоплата в размере 1 тысячи долларов от желающих купить R1T уже принимается.

Update: Внедорожник R1S также представили.

Сергей Иванов
Сергей Иванов
Главный редактор
http://evmode.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *