Следите за нашими материалами в Telegram

Новые измерения
Porsche хочет поменять подход к оценке запаса хода электрокаров

Porsche Mission E Cross Turismo

В времена популярности шуток про чукчей ходил такой анекдот. Представитель малого народа Севера брал шест, ставил его стоймя и с рулеткой в зубах лез вверх. Шест падал, чукча снова его поднимал и продолжал действие. Когда его спросили, зачем он это делает, он ответил — хочу высоту шеста измерить. Так ты положи и на земле измеряй — предложили ему. «Я что, дурак по вашему, на земле это не высота, а длина будет», — ответил чукча.

Применительно к электромобилям этот анекдот не кажется таким уж смешным и нелепым. Напротив, автомобильная общественность находится лишь в начале дискурса о том, как правильно измерять параметры электрокаров. И как, соответственно, их сравнивать. Масла в огонь споров подлил на днях глава Porsche Оливер Блюм.

В интервью Auto Motor und Sport господин Блюм высказал разумную мысль о том, что запас хода электрокара сам по себе ничего не значит. Во-первых, существует множество методик измерения этого показателя, каждая из которых не совершенна. Например, энтузиасты опытным путем выяснили, что максимальны пробег на электромобиле до полной разрядки батареи можно достигнуть при равномерном движении со скоростью примерно 40 км/ч. На электрокарах Tesla некоторым героям удавалось проехать на одном заряде более 1000 километров: при попутном ветре, в отсутствии трафика, медленно и без остановок в туалет.

В реальной жизни этот показатель для вас не имеет никакого смысла. Вот, допустим, вы находитесь в Москве и через восемь часов вам надо быть в Санкт-Петербурге. И у вас электрокар. Если ехать медленно и экономить заряд — вы не успеете. Если ехать быстрее — не хватит заряда. А если еще быстрее, но с промежуточной остановкой на подзарядку?

Собственно, это Блюм и предложил. Сравнивать электромобили не по общему запасу хода, а по тому, как далеко на этой машине можно будет уехать за сутки с учетом остановок на подзарядки. Логично же — чтобы уехать далеко мало иметь емкий блок аккумуляторов. Надо еще чтобы ваша машина расходовала мало энергии при быстрой езде, а также чтобы она умела быстро заряжаться.

Господин Блюм в данном случае — лицо, без сомнения, заинтересованное. Хотя электрокар Tacyan пока не запущен в производство, его главное преимущество уже известно. И это — скорость зарядки. Вольтаж батареи Porsche составляет 800 вольт — более чем в два раза выше, чем у Tesla. Благодаря этому, при той же силе тока, можно в два с лишним раза увеличить мощность зарядки. Если говорит о конкретных цифрах — суперчарджер Tesla выдает 150 киловатт, а зарядка Porsche — 350 киловатт! 80% емкости батареи Taycan можно будет наполнить за 15 минут, а, скажем, у Tesla Model S на это уйдет около часа. Понятно, что за эту разницу во времени Taycan уже уедет далеко и в 24-часовой гонке выйдет победителем.

У Tesla другое преимущество. И это — разгон до 100 км/ч. Топовая Model S разгоняется с 0 до 100 км/ч менее чем за 2,5 секунды. Porsche делает этот трюк минимум за 3,5 секунды. Ах да, не делает — машина то пока не готова. Как не готова и сеть 350-киловаттных зарядок. Но все это когда-нибудь же будет!

Зато Porsche, вероятнее всего, превзойдет Model S в максимальной скорости — это не самая сильная сторона американца. Правда, хорваты вот и вовсе строят электрокары с максималкой более 400 км/ч — я про Rimac C_Two. Только вот мне не попадалось данных о том, как быстро сажается батарея при такой скорости. Знаю лишь, что полного бака бензина суперкару Bugatti Veyron при движении со скоростью выше 400 км/ч хватает примерно минут на восемь.

У кого более емкая батарея? Что за вопрос, спросите вы. У кого в батареи больше киловатт-часов, тот и выиграл. Да, но нет. Потому, что эти самые киловатт-часы считаются исключительно экспериментальным образом. И считать можно по-разному. Скажем, если батарея способна в течении 100 часов вращать электромотор потребляемой мощностью 1 киловатт, то можно предположить, что емкость батареи — 100 киловатт-часов. Вот только совсем не факт, что та же батарея будет вращать в течении 10 часов 10-киловаттный электромотор.

При этом единого стандарта измерения емкости в мире нет. И тут открывается широкое поле для подтасовок. Скажем, ваша батарея способна выдать 100 киловатт-часов электричества. Но при этом после исчерпания 80 киловатт-часов сила тока ослабевает и электромоторы уже не способны работать на полную мощность. А после исчерпания 90 киловатт-часов ваш электрокар и вовсе останавливается. На работу лампочек и других вспомогательных систем электричества в батарее еще вполне достаточно, а вот продолжать движение вы не можете.

В итоге, кто-то из автопроизводителей указывает ту емкость батареи, которая реально доступна для движения в режиме полной мощности. Кто-то ту емкость, которая идет на движение вообще, в том числе в режиме ограниченной мощности, а кто-то общую емкость. Вот почему два электрокара с одинаковой заявленной емкостью батареи и похожими габаритами и весовыми параметрами могут иметь сильно отличающийся запас хода — просто батареи у них на самом деле разные.

Даже мощность электрокаров — понятие относительное. Возьмем одну из последних новинок — пикап Rivian. У него четыре электромотора, каждый из которых вращает свое колесо. Мощность одного электромотора — 200 л.с. Логично предположить, что в сумме получится 800 л.с. А вот и нет! Потому, что для работы всех четырех на полную мощность нужно столько электричества, сколько батареи за раз выдать не могут. В итоге с самой емкой батареей четыре электродвигателя Rivian выдают не более 765 л.с.

Собственно, к чему все эти слова? А к тому, что мы стараемся статью о каждом новом электромобиле снабдить табличкой с ее техническими характеристиками. Но эти характеристики сами по себе не сравнимы. Современные электрокары — это новый тип транспортных средств, который пока не поделен на классы и сегменты.

Мы не можем сказать, какая машина быстрее — та, у которой стремительнее разгон или выше максимальная скорость. Не можем судить по емкости батареи о запасе хода. А по запасу хода — о реальном времени в пути. Мы не знаем, кто лучше — Tesla Model S или Porsche Taycan. Nissan Leaf или Chevrolet Bolt. Пока на рынке места хватает всем и реальную конкуренцию электромобилям до сих пор составляют не похожие модели от других концернов (так как похожих до сих пор нет), а все те же старые бензиновые транспортные средства. Которые, к счастью, уступают.

P.S. Ну а таблички с техническими характеристиками нам рано или поздно придется переделать, это да.

Сергей Иванов
Сергей Иванов
Главный редактор
http://evmode.ru

One thought on “Новые измерения
Porsche хочет поменять подход к оценке запаса хода электрокаров

  1. По своему опыту, могу сказать, что реальный запас хода можно приблизительно прикинуть, если взять за основу только такие параметры как ёмкость батарей и вес автомобиля.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *