Следите за нашими материалами в Telegram

Доверяйте профессионалам
Сергей Иванов о том, как электротехнику оценили с калькуляторами в руках

В далеком 2008 году я работал в давно забытой газете Business&Financial Markets. Это был очень хороший опыт, без которого я не смог бы делать и EVmode.ru. Именно там я научился собственно журналистской работе — то есть не просто писать, а добывать информацию, в том числе эксклюзивную. Так вот, лишь год, который я проработал в той деловой ежедневке, был единственным, когда я профессионально писал не только о легковом автопроме, но и обо всех автомобилях в целом — в том числе о грузовых.

И я, скажу честно, влюбился в мир грузовиков. Это совсем другая среда, которая лично мне — ближе. Дело не в эстетике длинных капотов и колес в рост человека. Дело совсем в другом. В правде.

Что самое главное для современного легкового автомобиля? Скорость, экономичность, комфорт, надежность, цена? Да, это важно. Но важнее этого — крутость! Люди давно покупают машины исходя из того, что этот автомобиль скажет о своем владельце. Не верите? Уверяю вас, по соотношению цена-количество машины-надежность-скорость-экономичность на российском рынке нет легкового автомобиля лучше, чем Lada Largus. Но…

Несколько лет назад я всерьез предложил своей бывшей жене купить нам такой. Не скажу, что это стало главной причиной нашего развода, но определенную роль сыграло. Потому, что личная машина должна быть не только практичной. Она должна быть статусной, то есть крутой. Даже цена тут не имеет принципиального значения. Любой паренек на районе может популярно объяснить, что Mazda круче чем FIAT, хотя цены у них совершенно одинаковы.

Иное дело — грузовики, да и любая другая профессиональная техника. Mercedes Sprinter круче «Газели»? Да это никого не волнует. А волнует другое: как быстро отбиваются вложения в машину и сколько ежедневно можно на ней зарабатывать, считая простои на время ремонта. Крутость, статус никого не интересуют. Интересует прибыль. И внезапно оказывается, что в условиях России при всех недостатках «Газелей» они в большинстве случаев выгоднее «Мерседесов». Что «Камаз» на стройплощадке выгоднее грузовика DAF — потому их там больше. А для дальнобоя, напротив, DAF предпочтительнее — они чаще встречаются на трассах.

И дело не в изначальной цене. Читатели из сельскохозяйственных регионов подтвердят, что на полях уже сейчас чаще можно встретить дорогие импортные тракторы Case New Holland нежели отечественные К700. Потому, что так — выгоднее. Но по стране продукцию сельхозпредприятий развозят теми же «Камазами».

Но вернемся к электромобилям. Существует мнение, что их покупают именно потому, что это — круто. Интернет завален видеороликами, в которых автомобили Tesla при параллельном старте обходят, например, Ferrari. Самый шикарный ролик программы The Grand Tour — где уже снятый с производства электрический суперкар Rimac Concept One в гонке буквально унижает бензиновые суперкары Acura NSX и Lamborghini Aventador.

Может быть это правда? Может быть электромобили — всего лишь веянье моды, топ «Стены крутости»? Ну как с телефонами Apple — просто модно. Но при этом весь мир пользуется смартфонами на Android из-за их лучшего соотношения цены и качества? Мол Tesla круто конечно, и, например, компания Илона Маска однажды сделает с Rolls-Royce то же, что iPhone сделал с Vertu. Но весь мир все равно продолжит ездить на бензиновых седанах и дизельных внедорожниках Toyota.

Вот и глава грузового отделения концерна Diamler Мартин Даум в разговоре с изданием Business Insider высказался о планах Tesla выпустить электрический грузовик Semi очень определенно — это, говорит, весело.

Весело, но не более. Вы может быть не в курсе, но для Diamler выпуск легковушек Mercedes — это не основной бизнес. Главное — это выпуск тяжелых грузовиков, где концерн стоит царем горы в звании крупнейшего производителя в мире, возвышаясь над ближайшими преследователями: Volvo и Isuzu.

В мире грузовиков Daimler — это Volkswagen или Toyota среди легковушек. И вот эти ребята говорят нам: мол, электрические грузовики Tesla Semi — это круто, спору нет. Но в мире грузовиков крутость не главное. С коммерческой же точки зрения вам, как бы сказать помягче, будет очень трудно.

И все бы ничего, да только есть и альтернативная точка зрения. И не от фанатов электромобилей, не от полусумасшедших экоактивистов, а от таких же профессионалов как сам Даум.

От Группы Volvo, например — главного конкурента концерна Daimler на мировых рынках. На прошлой неделе мы писали о том, что шведы официально переводят все свои компактные тракторы, погрузчики и экскаваторы на электротягу. Полностью.

А вот другая новость — из США. Есть там у концерна Pepsi подразделение Fly Free — выпускает чипсы и прочие снэки, в России известна такими марками как, например, Lays Cheetos. Так вот, Fly Free собирается построить новый логистический терминал, в котором вся техника будет электрической. Конкретно междугородние поставки доверят именно Tesla Semi.

Каков же вывод? Таков, что битва за рынок коммерческой техники только начинается и ее исход совсем не предрешен. Но если электромобили смогут вытеснить с дорог дизельные грузовики, то, думаю, сомнений в их преимуществах не останется ни у кого. Профессиональные покупатели — самые требовательные.

Сергей Иванов
Сергей Иванов
Главный редактор
http://evmode.ru

One thought on “Доверяйте профессионалам
Сергей Иванов о том, как электротехнику оценили с калькуляторами в руках

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *