Следите за нашими материалами в Telegram

Воскрешение SAAB?
В Швеции неожиданно вновь стало два автопроизводителя

Вы помните автомобили марки SAAB? Легендарный шведский бренд, одна из первых иностранных автомобильных марок, вышедших на российский (тогда еще советский) рынок. В 2011 году история SAAB закончилось: шведский автопроизводитель пополнил длинный список компаний, загубленных американской корпорацией General Motors.

Так вот, у нас для вас неожиданные новости. Можно даже сказать — невероятные. Завод SAAB в шведском городе Тролльхеттан, где ранее делали «Саабы», скоро снова начнет массово выпускать автомобили. Как вы уже, наверное, догадываетесь — электрические.

Но обо всем — по порядку.

Итак, в 2011 году SAAB официально стал банкротом. В течение последнего года компанию пытался спасти производитель голландских спорткаров Spyker, но эта затея с самого начала выглядела сомнительно. Во-первых, откуда у Spyker деньги на развитие крупномасштабного производства? А во-вторых, сам концерн GM сделал многое для того, чтобы SAAB умер: американцы боялись отдавать знаменитый бренд и технологии конкурентам, им казалось проще просто закрыть направление.

В итоге то, что осталось от SAAB, в 2012 году было продано специально созданной для этого  шведско-китайской компании NEVS. Вы все правильно поняли — китайского в этой организации больше.

Так что же досталось китайцам? Здание завода в Тролльхеттане, некоторое оборудование и… все. GM запретил использовать большую часть запатентованных технологий, от имени SAAB также пришлось отказаться.

В итоге новый владелец за последние семь лет сумел открыть завод в Китае, перевезти туда кузовное производство из Швеции и создать гибриды кузовов SAAB и собственного электрического шасси — некоторый спрос на эти машины в КНР был, однако дальнейшая судьба NEVS и тем более простаивающего шведского завода SAAB представлялась туманной.

В этот самый момент, когда NEVS представил наконец электрокары с уже устаревшими кузовами SAAB, в США с помпой презентовали другой электромобиль — кроссовер Faraday Future FF91. Тогда никто не мог бы предположить, что судьба двух этих проектов как-то пересечется. Однако боги — большие шутники.

Главным инвестором Faraday Future с самого начала был китаец Цзя Юэтин, основатель конгломерата LeEco. И именно с основным бизнесом у него вскоре начались проблемы. В итоге Faraday Future остался без денег.

К середине 2018 года казалось, что Faraday Future банкрот, но тут Цзя Юэтин неожиданно нашел инвестора в лице гонконгской Evergrande Group. Последняя занимается туризмом, недвижимостью и, не в последнюю очередь, владеет широкой сетью автосалонов различных марок в Китае.

Как мы уже неоднократно писали, союз Faraday Future и Evergrande Group оказался неудачным. Практически сразу автопроизводитель обвинил инвестора в том, что тот пытается получить контроль над интеллектуальной собственностью и финансами компании еще до того, как сделать основные денежные вливания. Начались судебные разбирательства, которые к 2019 году закончились мировым соглашением: стороны остались при своих, но Faraday Future потерял время, ключевых сотрудников, растерял доверие потенциальных инвесторов и вообще оказался в незавидном положении.

А вот та самая Evergrande Group, о которой мы лично впервые узнали именно в связи с Faraday Future, похоже почуяла вкус к электромобильному бизнесу. И решилась купить 51% акций того самого NEVS! Инвестировав в шведско-китайскую компанию чуть более 2 миллиардов долларов.

Эти вливания, несомненно, пригодятся для развития производства электрокаров с кузовами от старых моделей SAAB, но что делать дальше? Как быть с простаивающим шведским заводом в Тролльхеттане? Ведь у NEVS, очевидно, нет технологий и компетенцией для того, чтобы создать электрокары, которые соблазнили бы требовательных европейских покупателей.

И вот совершается сделка №2. NEVS вкладывает 150 миллионов евро, полученных от Evergrande Group, в некое совместное предприятие со шведским Koenigsegg. Под последним труднопроизносимым словом скрывается производитель одних из самых мощных и быстрых гиперкаров современности. Правда, мелкосерийных. Даже мелко-мелко.

При этом у Koenigsegg есть технологии и техническое партнерство не с кем-то, а с Мате Римацем, производителем хорватских электрических суперкаров Rimac. На секундочку, самых быстрых дорожных машин в мире — если мерить разгон до 100 км/ч.

А у NEVS — деньги Evergrande Group и бывший завод SAAB.

Финал: стороны собираются совместно разрабатывать и производить в Швеции массовые электрические автомобили. Впервые с 2011 года у шведов более одного производителя легковых автомобилей — сейчас единственным является Volvo. И скажем честно — мы о таком мечтали, но даже не надеялись!

P.S. На фото сверху — экспериментальный концепт SAAB EV-1. Представленный в 1985 году, он не был электрокаром. А теперь будет!

Сергей Иванов
Сергей Иванов
Главный редактор
http://evmode.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *