Следите за нашими материалами в Telegram

Tesla стала роботом. Почти.
Компания представила очередной план развития автопилота

Компания Tesla провела для инвесторов так называемый «День Автономности» — мероприятие, на котором много и подробно рассказывалось о достижениях в области автопилотов и машин, способных передвигаться в автономном режиме без участия водителей. То, о чем говорят и пишут уже второе десятилетие, обросло новыми подробностями. Некоторые из них крайне важны, другие вызывают скепсис. Но обо всем по порядку.

Чип

Первое, с чем надо смириться. Tesla отныне производитель микрочипов. Ну точнее не производитель, а разработчик — собственно, выпускают эти чипы на заводе Samsung в Техасе. Но по технологии инженеров Tesla. Речь идет о неком суперпроцессоре для автопилота, который собственно и обрабатывает информацию с датчиков, радаров и камер.

За создание чипа отвечал Пит Бэннон, который раньше работал в Apple. Его переманил Илон Маск когда понял, что в мире просто не существует микросхем, которые бы изначально разрабатывались под нейронные сети искусственного интеллекта. Все существующие на рынке чипы, включая продукцию Nvidia, которую использовала до сих пор Tesla, разрабатывались с другой целью и позднее адаптировались для автопилотов.

Так вот, Бэннон разработал новый чип, способный обрабатывать в 21 (!) раз больше кадров в секунду, чем процессор Nvidia! Сам он на презентации признался, что ему никогда в жизни еще не приходилось разрабатывать какое бы то ни было «железо», которое бы хоть по одному параметру превосходило предшествующую версию более чем в три раза. А тут сразу в 21.

Новые чипы уже ставятся на автомобили Tesla. Model S и Model X получили их с 20-го марта, Model 3 с 1 апреля. Владельцы электромобилей, выпущенных до этих дат, могут провести апгрейд на фирменных сервисных станциях компании, судя по всему не совсем бесплатно.

Компания также выпустила видеоролик с демонстрацией того, что уже сейчас может автопилот с новым чипом. На видео видно, как Model 3 самостоятельно проезжает регулируемые и нерегулируемые перекрестки, выезжает на шоссе и перестраивается по полосам, проезжает развязки, пропускает другие автомобили и в целом ведет себя вполне разумно.

Обещания

Теперь дело за программным обеспечением, способным направить силы чипа для пользы дела. То есть робот уже отлично соображает, но пока не все умеет. Обучение разделят на два этапа. Первый завершится к концу этого года. К этому моменту Tesla получит то, что принято называть четвертым уровнем автономности. Это когда автомобиль способен двигаться самостоятельно, но контроль водителя все равно требуется — как бы на всякий случай, а то мало ли что. И уже во втором квартале 2020 года нам обещают очередной апгрейд «по воздуху», после чего…

После чего автомобили Tesla смогут обходиться вовсе без водителя. Если к тому времени законодатели легализуют эту практику — то в самом прямом смысле. Чтобы продемонстрировать то, что имеется ввиду, Илон Маск рассказал о Robotaxi.

Это в прямом смысле такси-роботы, которые будут принадлежать самой компании Tesla. Идея не только в том, что такие электрокары смогут возить пассажиров самостоятельно. Идея в том, что и прибывать по вызову они станут сами, вообще без единого человека внутри. По подсчетам Маска, один такой робот на базе Model 3 сможет приносить компании до 30 тысяч долларов чистой прибыли в год.

А в перспективе компания намерена создать сеть каршеринга Tesla Network, в которую сможет вступить любой желающий владелец Tesla с автопилотом. Когда машина не нужна ему, он сможет отпускать робота в свободные поездки «на заработки». Чтобы тот вернулся к назначенному сроку.

Критика

Все это звучит фантастически, если бы не одно «но». Разговоры об автопилотах ведутся не первый год. Тот же Маск говорил, что светлое будущее настанет уже в 2017. Не настало. Теперь должно настать в 2020. Но есть подозрение, что через год нам покажут очередной чип и пообещают, что уж теперь то, в 2021, мы точно заживем среди роботов.

Проблема, однако, заключается в том, что сам метод машинного обучения автопилотов вызывает сомнения. Если объяснять на пальцах, то ученые пока очень слабо представляют себе, как работает человеческий мозг при оценке дорожной ситуации. Иными словами, в Tesla пытаются научить машину делать то же, что и человек, не имея ни малейшего представления о том, как человек это делает.

С этой точки зрения, то, что мы уже видим на видео Tesla может оказаться вершиной развития автопилота, потолком, выше которого не прыгнешь. Мы видим сухие дороги с адекватными водителями, четкой разметкой, яркими и наглядными дорожными знаками и все это освещено мягким калифорнийским солнцем.

Полноценный автопилот, однако, требует большего. Он должен различать знаки за ветвями деревьев. Ночью. В дождь. Должен предугадывать разметку в снегопад. Должен просчитывать поведение неадекватных водителей. Быть готовым к тому, что светофор сломается. И только тогда машины-роботы можно будет выпускать на улицы без водителей.

Есть прекрасная отечественная программа Fine Reader, которая распознает тексты. Еще в 90-е, на древнем компьютере Pеntium MMX я сканировал и распознавал документы. Так вот, четкие черные буквы на белом листе бумаги эта программа распознавала без ошибок уже тогда. А сейчас она стала еще лучше, да и железо — мощнее. Только записи врачей в истории болезни, сделанные от руки, Fine Reader без ошибок читать так и не научился. А человек на такое способен.

Это я к чему. Ошибку в Fine Reader можно поправить вручную. Это не проблема. И ошибку автопилота пока тоже можно поправить вручную, если водитель за рулем. Но удастся ли полностью отказаться от руля в мире, где уже больше 20 лет роботов безуспешно пытаются научить читать без ошибок — это вопрос.

Сергей Иванов
Сергей Иванов
Главный редактор
http://evmode.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *