i – значит инновации
«Зеленый» суббренд BMW закрепляется на российском рынке

BMW i3 и i8

Есть у меня приятель-технарь, проявляющий умеренный интерес к электромобилям, в первую очередь – Tesla. В практическую плоскость это увлечение пока не перешло: пятнадцати миллионов рублей на новую Model S P100D у него и близко нет – кажется, нет и четырех на подержанную c начинкой попроще. Но пересесть со своего большого прожорливого кроссовера на что-нибудь электрическое он хочет уже давно. На днях я решил порадовать его, сообщив, что в России наконец-то стартуют продажи «ай-три» – мол, начинай экономить. Но он лишь недоуменно пожал плечами: какой такой интеловский процессор, о чем ты вообще?

Друга моего можно понять. Это мы, автожурналисты, всегда за всем следим, а он о продукции высокотехнологичного подразделения BMW до этого нашего разговора, как и большинство россиян, не слышал. Меж тем суббренд BMW i официально работает на российском рынке уже два с половиной года – со времен Московского международного автосалона-2014, на котором состоялась локальная премьера подзаряжаемого от сети гибридного купе BMW i8. До сих пор это была единственная доступная у нас модель. Ну, то есть как – «доступная». Купить ее можно всего в паре мест, а цены начинаются с 10 миллионов 40 тысяч рублей – та еще автоэкзотика.

Теперь же баварцы решили привезти в РФ автомобиль, с которого, собственно, и началась коммерческая часть истории BMW i – полностью электрический городской хетчбэк i3. Точнее, его модификацию i3 REX c дополнительным 28-сильным бензиновым мотором от мотоцикла. ДВС не имеет механической связи с колесами, а лишь вырабатывает электричество для батареи на 33 киловатт-часа, сжигая топливо из 9-литрового бака. Это позволяет увеличить запас хода с 300 до 450 км – по крайней мере, в идеальных условиях европейского ездового цикла NEDC. В Европе система range extender является опцией, за которую доплачивают 4,5 тысячи евро, у нас же ее включили в стандартное оснащение, потому и ценник получился не особенно милосердный – от 4 миллионов 360 тысяч рублей. Да, это цена 313-сильного дизельного BMW X5, но если вспомнить, что за крохотный Mitsubishi i-MiEV с запасом хода в 150 км до обнуления пошлин просили 1 миллион 800 тысяч еще докризисных рублей, она уже не будет казаться невероятной. Мы в EVmode.ru следуем принципу «больше электромобилей – хороших и разных» и считаем скорое начало продаж BMW i3 отличным поводом, чтобы рассказать нашим читателям о BMW i поподробнее.

Прежде всего, следует понимать, что BMW i – это не столько производитель электромобилей и гибридов в составе BMW Group, сколько инкубатор новых технологий. Просто в 2011 году, когда было основано подразделение, главной автомобильной инновацией считались именно электрокары. Нынешним «звездам» лишь предстояло зажечься. Nissan только-только представил свой Leaf. Model S и вовсе была в проекте – у «Теслы» имелся лишь ее родстер, сделанный из «Лотуса». Volkswagen едва успел приступить к испытаниям своего e-Golf. В общем, в пионеры отрасли BMW не запишешь, но в электропоезд, следующий в светлое будущее без вредных выбросов, премиальный немецкий автопроизводитель запрыгнул вовремя.

И многого добился за сравнительно короткое время. Причем дело даже не в продажах i3 и i8, объемы которых оказались ниже первоначальных ожиданий. Набравшись опыта и обкатав новые технологии на уникальных машинах, которые дороги еще и потому, что в их конструкции много карбона, BMW занялась электрификацией основного модельного ряда. Так появилась еще одна торговая марка – BMW iPerformance. Под ней сейчас предлагается целое семейство плагин-гибридов: седаны третьей, пятой и седьмой серий, кроссоверы X1 и X5, компактвэн 225xe. В минувшем ноябре BMW сообщила, что за три года было продано свыше 100 тысяч машин с электрическими силовыми установками: более 60 тысяч i3, более 10 тысяч i8 и еще около 30 тысяч моделей iPerformance. «Зеленым» технологиям компания придает действительно большое значение: достаточно сказать, что на проходящий сейчас в Чикаго автосалон – крупнейший на североамериканском континенте – она привезла только гибриды и электромобили.

Но теперь, когда процесс электрификации в достаточной степени освоен и поставлен на широкие рельсы, лучшие умы в недрах BMW i сосредоточились на другой задаче – разработке полноценного автопилота. Этот проект, носящий сейчас кодовое название BMW i Next, к 2021 году должен воплотиться в новой i-модели. Эта машина будет не только самоуправляемой, но и «сетевой» (connected car), то есть сможет обмениваться большими объемами информации с соседями по потоку и различными объектами инфраструктуры. BMW является одной из основательниц коалиции 5G Automotive Association, участники которой совместно разрабатывают, тестируют и продвигают решения для мобильных сетей стандарта 5G. Кроме того, в структуре BMW i существует венчурный фонд, который инвестирует в стартапы в обмен на право использования их достижений. BMW i Ventures реализовал уже более 15 крупных проектов, связанных с электромобилями и сервисами мобильности. Прошлой осенью руководство решило увеличить капитал фонда в пять раз – до 500 миллионов евро. Эти деньги пойдут, в основном, на создание технологий, связанных с автономным управлением и цифровизацией.

Про BMW i Next сейчас наверняка известны еще три вещи. Этот автомобиль получит принципиально новый салон, созданный с учетом наличия автопилота и сверхбыстрой мобильной связи. Он также обзаведется набором умных помощников следующего поколения и… разумеется, электромотором. Несмотря на смену общего вектора, от дальнейшего развития уже существующих проектов BMW i не отказывается. В текущем году i3 и i8 должны пережить плановое обновление, которое затронет и дизайн, и силовую установку. В 2018-м наконец-то выйдет родстер i8 Spyder, концепт которого показали еще пять лет назад. Кроме того, уже ведутся работы над купе BMW i8 второго поколения, которое должно превратиться из подключаемого гибрида в стопроцентный электромобиль с запасом хода свыше 400 км. По предварительным данным, установленный сзади 1,5-литровый ДВС заменят на два электромотора, то есть всего их в этой машине будет три. Сейчас баварцы строят прототип, используя шасси с более широким центральным тоннелем для размещения батарей. По тому же принципу был создан вариант i8 на топливных элементах от Toyota Mirai, представленный летом 2015-го, только указанное пространство занимали не аккумуляторы, а емкости с водородом.

Если говорить о BMW Group в целом, уже к 2020 году буквально каждая модель получит «зеленую» версию – гибридную, плагин-гибридную или полностью электрическую. «Чистыми» электромобилями должны, в частности, стать седан 3-Series, кроссоверы X3 и X4, а также хетчбэк MINI. Даже Rolls-Royce, принадлежащий все тому же концерну, готовит свой электрокар, но когда он выйдет – неизвестно.

Возвращаясь, напоследок, к готовящейся российской премьере BMW i3, хочу обозначить еще один важный момент. Конечно, первый серийный электрокар BMW дорог – но то же самое можно сказать вообще про любой новый BMW, начиная с 1-Series! Даже если компактный 170-сильный хетчбэк за 4 миллиона 360 тысяч рублей – это совсем не ваш вариант, небольшой повод для праздника все равно есть. Дело же в чем. Главным препятствием для развития электрического транспорта является отсутствие зарядной инфраструктуры. Но это – отдельный бизнес, и никто не станет строить зарядки там, где сами электрокары не продаются. И наоборот: чем больше на рынке электрокаров, тем выгоднее создавать для них «электрозаправки». Российские чиновники уже не первый год говорят о мерах, которые необходимо предпринять для популяризации EV в нашей стране, но в этом январе голос впервые подала и другая сила – Комитет автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса. Структура, представляющая интересы автоконцернов, хочет совместно с правительством РФ и энергетическими компаниями развивать зарядную сеть, параллельно прорабатывая вопросы законодательного регулирования использования электромобилей и государственной поддержки «зеленого» транспорта. Учитывая, что в других странах BMW активно вкладывается в зарядки, чтобы стимулировать продажи собственных машин, появление i3 – добрый знак. Тем более что плагин-гибридные X5 и 7-Series у нас уже продаются.

Александр Орехов
Александр Орехов
Редактор, соучредитель
http://evmode.ru